Внимание! Содержащаяся на сайте информация может касаться финансовых услуг или финансовой деятельности форекс-дилеров, не имеющих лицензию ЦБ и членства в СРО, в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе». Переходя на сайт, Вы подтверждаете, что не находитесь на территории Российской Федерации. Перейти на forex-ratings.ru

Нужно ли сдерживать Китай?

Этот месяц ознаменуется 40-й годовщиной секретной поездки Генри Киссинджера в Пекин, который заполнил 20-летнюю брешь в дипломатических отношениях между США и Китаем. Эта поездка и последующий визит Ричарда Никсона в Поднебесную, стали решающим фактором налаживания отношений в период "холодной войны". Америка и Китай забыли о своей враждебности в совместном и успешном усилии сдержать экспансионистский Советский Союз.

На сегодняшний день Советского Союза уже не существует, а мощь Поднебесной растет. Некоторые американцы утверждают, что рост Китая не может носить мирный характер, поэтому советуют США запустить политику сдерживания страны восходящего солнца. Многие китайские политики полагают, что в этом и заключается текущая стратегия Америки, но это не так.

В конце концов, сдерживание СССР во время "холодной войны" заключалось в практически полном отсутствии торговли и минимуме социальных контактов. Сегодня же, напротив, США не только имеют прочные торговые связи с Китаем, но и широкомасштабные социальные контакты (к примеру, в американских университетах обучается около 125 тыс. китайских студентов).

После окончания "холодной войны" сдерживание Советского Союза, начало которому положил визит Киссинджера, уже не могло служить основой китайско-американских отношений. Более того, эти взаимоотношения охладели после стрельбы на площади Тяньаньмэнь в 1989 г., после чего администрация Клинтона была вынуждена разрабатывать новый подход.

Когда в 1994 г. я возглавлял процесс составления отчета Пентагона на тему "Обзор стратегии для Восточной Азии", мы отклонили идею сдерживания Китая по двум причинам. Если бы относились к Китаю как к врагу, в будущем он бы определенно стал им. Если бы мы общались с Поднебесной на дружеской ноте, гарантии дружбы мы бы не получили, но, по крайней мере, у нас была бы возможность надеяться на это.

Кроме того, было бы нелегко убедить другие страны присоединиться к коалиции с целью сдерживания Китая, если бы тот, конечно, не применил тактику запугивания, как это делал Советский Союз после Второй мировой войны. Только сам Китай мог своим поведением спровоцировать сдерживание со стороны других государств.

Вместо сдерживания, администрация Клинтона разработала стратегию, которой можно было дать определение "ограниченной интеграции", что напоминало подход Рональда Рейгана к стратегическим соглашениям с СССР - "доверяй, но проверяй". С одной стороны, Америка поддерживала членство Китая в ВТО, а также охотно импортировала китайские товары. С другой стороны, декларация Клинтона-Хашимото, принятая в апреле 1996 г., подтверждала сохранение в силе японско-американского договора о безопасности, но не в роли пережитка "холодной войны", а в качестве основы стабильности и процветания Восточной Азии.

Клинтон также занялся улучшением отношений с Индией, стратегия, получившая двухпартийную поддержку в США. Администрация Буша продолжила улучшать двухсторонние отношения, и в то же время углублять экономический диалог с Пекином. После, заместитель госсекретаря Роберт Зеллик дал понять, что Америка допускает рост Китая как "ответственной стороны". Сегодня администрация Обамы продолжает эту политику, расширив ежегодные экономические переговоры с Китаем и включив в обсуждение вопрос безопасности.

Как я утверждаю в своей новой книге "Будущее власти", одним из ключевых изменений расстановки сил в мире в 21 веке является восстановление Азии. В 1800 г. Азия насчитывала половину мирового населения и составляла половину мировой экономки. К 1900 г. промышленная революция в Европе и Северной Америке уменьшили долю Азии в мировом ВВП до 20%. К середине текущего века Азия будет снова насчитывать половину мирового населения и ВВП.

Это естественная и благоприятная эволюция, поскольку она позволяет сотням миллионов людей избежать бедности. В то же время, она порождает опасения того, что Китай станет угрозой для США.

Эти опасения преувеличены, особенно если учесть, что Азия все же не является единым целым. Здесь имеется внутренний баланс расстановки сил. Япония, Индия, Вьетнам и другие страны не хотят видеть Китай в роли доминирующего над ними государства, и по этой причине приветствуют присутствие США в регионе. Если Пекин не будет развивать свою "мягкую силу", рост его военной и экономической мощи может напугать соседей и тем самым вызвать создание коалиций в противовес этому росту. Это как если бы Мексика и Канада стремились к союзничеству с Китаем с целью сбалансировать влияние США в Северной Америке.

После финансового кризиса 2008-2009 гг., Китай стремительно восстановился, вернувшись к годовому приросту ВВП в размере 10%, в связи с чем некоторые представители власти Пекина и аналитики стали призывать к более агрессивной внешней политике. Многие ошибочно полагали, что США переживали спад, и что прошедший кризис предоставил Поднебесной новые стратегические возможности.

К примеру, Китай начал предъявлять территориальные претензии в Южно-Китайском море, а также обострять давний пограничный конфликт с Индией. Все это привело к тому, что за последние два года Китай ухудшил свои отношения с Японией, Индией, Южной Кореей, Вьетнамом и другими странами, что подтверждает стратегическое утверждение Америки: "только Китай может сдержать Китай".

Но было бы ошибкой фокусировать внимание только лишь на ограничительной части американской стратегии. США и Китай (равно как и другие страны), могут получить немало выгоды от сотрудничества в межгосударственных вопросах. Без таких объединений невозможно решить проблемы финансовой стабильности в мировой экономике, изменения климата, кибер-терроризмом и пандемиями.

Если сила - это способность добиваться желаемых результатов, важно не забывать о том, что иногда наша мощь значительнее, когда мы действуем совместно с другими, нежели когда просто подавляем их. Данное важное определение стратегии "разумной силы" не входит в концепцию сдерживания в 21 веке. Когда 40 лет назад Киссинджер приземлился в Пекине, он не только начал прекращать "холодную войну", но и положил начало новой эре китайско-американских отношений.

Ссылка на источник  
Что будет, если Греция все же уйдет?

Все больше и больше аналитиков прогнозируют, что Греция покинет еврозону, поскольку лидеры ЕС требуют от страны все более строгой экономии, и антиевропейские настроения здесь усиливаются...

Как восстановить баланс между "севером" и "югом"?

Очагом европейского кризиса являются долговые проблемы южной периферии региона, где доходность по суверенным облигациям время от времени подскакивает к 6-7% (Италия и Испания). По причине того, что банки еврозоны являются держателями значительной доли активов проблемных стран, возникла угроза трансформации кризиса суверенного долга в банковский кризис...

Как восстановить баланс между "севером" и "югом"?

Очагом европейского кризиса являются долговые проблемы южной периферии региона, где доходность по суверенным облигациям время от времени подскакивает к 6-7% (Италия и Испания). По причине того, что банки еврозоны являются держателями значительной доли активов проблемных стран, возникла угроза трансформации кризиса суверенного долга в банковский кризис...


Гранд Капитал рейтинг
FXInvesting рейтинг
ТурбоФорекс рейтинг
LiteForex рейтинг
MaxiMarkets рейтинг
Fort Financial Services рейтинг

Empire Option рейтинг
24option рейтинг
TropicalTrade рейтинг
Olymp Trade рейтинг
TopOption рейтинг
OptionRally рейтинг