Как преодолеть кризис евро. Советы от Сороса

Полномасштабное и всеобъемлющее решение европейского кризиса должно включать в себя три ключевых компонента: реформирование и рекапитализация банковской системы; режим евробондов; и механизм выхода из состава еврозоны.

Первое: банковская система. Маастрихтский договор был разработан только для того, чтобы иметь дело с дисбалансами госбюджета, однако перекосы в банковском секторе оказались гораздо более худшим явлением. Введение в обращение евро обусловило развитие жилищного бума в таких странах, как Испания и Ирландия. Банки еврозоны вышли на первые места в мире по наибольшему объему используемых заемных средств - и они же оказались в числе наиболее сильно пострадавших в результате обвала 2008 г. Они по-прежнему остро нуждаются в защите от угрозы неплатежеспособности.

Недавно был сделан первый шаг в этом направлении, когда европейский стабфонд EFSF получил полномочия оказывать финансовую помощь банкам и правительствам. Однако эту меру необходимо подкрепить последующими шагами. Акционерный капитал банков нуждается в безотлагательном и существенном увеличении. И если какой-то европейский орган будет выступать гарантом платежеспособности банков - он должен также осуществлять за ними надзор.

Общеевропейское банковское агентство положит конец "инцестным" отношениям между банками и регуляторами, которые и легли в основу злоупотреблений, спровоцировавших текущий кризис. Кроме того, подобная организация нарушала бы национальный суверенитет гораздо меньше, чем субординация фискальных политик отдельных стран в рамках единого органа, чьи полномочия распространялись бы на всю еврозону или ЕС.

Второе: Европе нужны евробонды. Создание единой валюты должно было усилить конвергенцию - фактически же оно создало дивергенцию, и различные уровни конкурентоспособности и платежеспособности разделили страны-участницы союза. Если государство с большой долговой нагрузкой вынуждено выплачивать высокую премию за риск - его долг становится неподдерживаемым. Именно это происходит сейчас.

Решение очевидно: странам с высоким дефицитом надо разрешить рефинансировать свой долг на тех же условиях, что и профицитным государствам. Добиться этого результата лучше всего посредством санкционирования эмиссии европейских облигаций, гарантом которых будут выступать совместно все члены еврозоны.
Хотя общий принцип ясен, над деталями предстоит немало потрудиться. Какое наднациональное агентство будет отвечать за выпуск евробондов? Каким правилам оно будет следовать, принимая решение о выпуске этих ценных бумаг? Как оно будет претворять эти правила в жизнь на практике?

Предположительно, эмиссия евробондов будет находиться под контролем министров финансов еврозоны. Их совет образует фискальный эквивалент ЕЦБ, а также станет европейским аналогом Международного валютного фонда.

Здесь встает вопрос о праве голоса. ЕЦБ действует по принципу "одна страна - один голос", в то время как в МВФ голоса распределяются в соответствии с системой квот, в зависимости от доли взноса страны в общий капитал Фонда. Какой системе следует отдать предпочтение? Если первый вариант предоставляет карт-бланш странам-должникам, позволяя им еще больше увеличивать размер своих дефицитов, то второй может окончательно узаконить положение дел, при котором Европа будет развиваться в двухскоростном режиме. Здесь потребуется достижение компромисса.

Кроме того, в результате этого компромисса на водительское сиденье наверняка придется пустить Германию, поскольку судьба Европы зависит от нее, и потому что эмиссия евробондов поставит под угрозу собственное кредитное положение Германии. К сожалению, Берлину свойственны какие-то неразумные идеи в отношении макроэкономической политики, а именно: он хочет, чтобы вся остальная Европа следовала примеру немцев. Однако то, что работает в Германии, не сработает для всей Европы, поскольку поддерживать хронический профицит торгового баланса можно лишь на фоне дефицитов в других странах. Германия должна предложить правила, которым смогут следовать другие государства.

Эти правила должны дать государствам возможность на постепенной основе снижать уровень своей задолженности, а также позволить странам с высокой безработицей (например, Испания) продолжать удерживать бюджет в зоне дефицита. С обеими этими задачами справятся правила, задействующие целевые уровни циклически корректируемых дефицитов. И самое главное, все эти положения должны признавать собственное несовершенство и оставаться открытыми для пересмотров и улучшений.

По оценкам брюссельского исследовательского института Bruegel, евробонды должны составлять 60% от общего размера непогашенного внешнего долга всех стран-участниц еврозоны. Однако учитывая превалирующие в настоящее время в Европе высокие премии за риск, эта цифра представляется недостаточно большой для формирования единого игрового поля с равными конкурентными условиями. На мой взгляд, все новые эмиссии долга должны осуществляться исключительно в евробондах, в установленных пределах. Чем больше облигаций хочет выпустить какая-либо страна - тем более жесткие условия будут к ней предъявляться в ответ. У полномочного органа не должно возникать проблем с диктовкой своей воли, поскольку отказ в праве на эмиссию дополнительной порции бондов станет мощной сдерживающей мерой и фактором устрашения.

Это напрямую выводит нас к третьей нерешенной проблеме: что произойдет, если какая-либо страна не желает или не может выполнять оговоренные условия? Неспособность провести эмиссию евробондов может привести к неупорядоченному дефолту или девальвации, и в случае отсутствия механизма выхода из еврозоны это может иметь катастрофические последствия. Мера, слишком грозная для того, чтобы к ней прибегнуть, чревата дефицитом доверия, и Греция являет собой иллюстрацию этого.

Из трех упомянутых проблем эта - самая сложная, и я не стану заявлять, что у меня есть ее готовое решение. Многое зависит от того, как будет развиваться греческий кризис. Вероятно, будет возможно разработать план упорядоченного выхода из еврозоны для маленькой страны вроде Греции, который не будет распространяться на более крупные государства, такие как Италия. В этом случае режим евробондов должен сопровождаться санкциями, от которых будет невозможно уклониться, и потребует чего-то наподобие европейского министерства финансов, обладающего как политической, так и финансовой легитимностью. Подобное решение может родиться в результате горячих дебатов и столь необходимой (особенно в Германии) переоценки ценностей.

Одно ясно наверняка: для обеспечения жизнеспособности единой валюты должны быть решены все три озвученные проблемы - реформирование и рекапитализация банковской системы; режим евробондов; и механизм выхода из состава еврозоны. Однако финансовые рынки могут не дать отсрочки, необходимой для претворения в жизнь этих нововведений.

Поэтому в условиях неослабевающего рыночного давления от Европейского совета могут потребоваться какие-то временные меры для того, чтобы предотвратить катастрофу. Так, например, до ввода в действие механизма евробондов он может наделить ЕЦБ полномочиями напрямую кредитовать на разумных условиях правительства, которые не могут получить доступ на рынки капитала.


Источник  
Что будет, если Греция все же уйдет?

Все больше и больше аналитиков прогнозируют, что Греция покинет еврозону, поскольку лидеры ЕС требуют от страны все более строгой экономии, и антиевропейские настроения здесь усиливаются...

Как восстановить баланс между "севером" и "югом"?

Очагом европейского кризиса являются долговые проблемы южной периферии региона, где доходность по суверенным облигациям время от времени подскакивает к 6-7% (Италия и Испания). По причине того, что банки еврозоны являются держателями значительной доли активов проблемных стран, возникла угроза трансформации кризиса суверенного долга в банковский кризис...

Как восстановить баланс между "севером" и "югом"?

Очагом европейского кризиса являются долговые проблемы южной периферии региона, где доходность по суверенным облигациям время от времени подскакивает к 6-7% (Италия и Испания). По причине того, что банки еврозоны являются держателями значительной доли активов проблемных стран, возникла угроза трансформации кризиса суверенного долга в банковский кризис...


"Финансовая скала" - миф или реальность?

Когда глава ФРС Бен С. Бернанке, глава Pimco Мохаммед Эль-Эриан и Economist говорят, что мы должны беспокоиться о чем-нибудь, мы обычно начинаем беспокоиться...

США и Китай меняются местами?

На сегодняшний день всем нам не раз приходилось читать статьи, восхваляющие динамичное развитие китайской экономики, а также те, что в очередной раз предупреждают об экономическом спаде в США. Если Америка только начинает восстанавливаться после сильнейшей за последние 80 лет рецессии...

О чем говорит рост евро

Хотите верьте, хотите - нет, но несмотря на доносящиеся со всех сторон возгласы о том, что единая валюта обречена (если и не прямо сейчас, то уж в долгосрочной перспективе наверняка), EUR за последние 3 месяца смог обогнать Dow Jones Industrial Average. С середины января пара EURUSD укрепилась на 3,7%, в то время как Dow - лишь на 3,5%...


Уход от ренационализации

Кризис далек от завершения. Более того, в последние месяцы ситуация изменилась в худшую сторону. ЕЦБ удалось ослабить зарождающийся кризис кредитования посредством долгосрочных операций рефинансирования (LTRO), в рамках которых банки еврозоны получили более 1 трлн. евро под 1%...

Удастся ли США избежать рецессии в 2012?

Какое-то время я прогнозировал, что США погрузится в рецессию в этом году, убеждая, что потребительские расходы, которые являются индикатором экономических перспектив, спровоцируют экономический спад в стране...

Семь наблюдений из жизни евро

После того, как мир окончательно убедился в том, что экономика США восстанавливается, а ЕЦБ в 1-м квартале влил огромные объемы ликвидности в рынок, доллар резко снизился...

Топ Форекс Брокеров

200+ Форекс Брокеров

Последние Форекс Отзывы

Все Форекс Отзывы