Последняя линия обороны требует максимальных усилий

Европа взяла курс на последнюю линию обороны против двухлетнего кризиса суверенного долга. К тому времени, как 3 ноября стартует очередной саммит Б20 в Каннах, ЕС намеревается довести план спасения до состояния, позволяющего удостоверится в том, что финансовые проблемы обремененных долгами стран не разрушат банковскую систему региона.
Если Европа хочет избежать более острой, чем в 2008 и 2009 гг. финансовой и экономической катастрофы, ей следует пустить в ход максимальный потенциал атаки.

Для возврата утраченной кредитоспособности потребуются три вещи, которых до текущего момента европейским лидерам достичь не удается. В первую очередь им нужно отказаться от иллюзии того, что определенные правительства еврозоны, в частности Греции, могут позволить себе погасить свои долги самостоятельно. Политикам следует представить реалистичную картину того, какие убытки понесут банки Европы в случае дефолта их стран. Необходимы также финансовые гарантии, которые смогут успокоить рынки.

Уклонение от выполнения этих трех задач только усугубит ситуацию. Многочисленные попытки избежать дефолта Греции только заставили прибавить в весе долговое бремя страны, обострили ее экономическую боль и позволили долговому вирусу распространиться на такие кредитоспособные государства, как Испания, Италия и Франция. Неуверенность в состоянии банковской системы начинает парализовывать всю экономику еврозоны, причем процесс дошел до такой степени, что некоторые экономисты уверяют нас в том, что регион уже вступил в новую рецессию.

Сколько же будет стоить навести порядок? Чтобы дать твердый ответ на этот вопрос, авторы передовиц Bloomberg View произвели некоторые подсчеты.

Первый ключевой вопрос: каким европейским правительствам нужно объявить дефолт своему по долгу? Здесь важно помнить, что чем медленнее экономический рост той или иной страны, и чем выше стоимость кредитования, тем менее доступны ее облигации.

Вне всяких сомнений Греция находится в самом незавидном положении. При текущий процентных ставках и экономических прогнозах от МВФ, правительству придется применить очень жесткие меры экономии, чтобы хотя бы сохранить свое долговое бремя стабильным. Более того, Афинам потребуется первичный профицит бюджета (без учета платежей по обслуживанию долга) в размере более 5% от ВВП на неопределенный срок. Португалии тоже придется попотеть: она не может себе позволить платить по рыночным процентным ставкам и, возможно, стране потребуется немало лет, чтобы вернуть свой долг к уровню, необходимому для восстановления доверия инвесторов. Другие государства региона, включая Ирландию, Италию, Испанию, Бельгию и Францию, могут стабилизировать свои долговые ноши с первичными профицитами в размере менее 2% от ВВП. Такие профициты вполне нормальны по историческим меркам, что говорит о возможной остановке "кровопролития" на Греции и Португалии.

Второй вопрос: какую часть долга способны погасить неплатежеспособные страны? При первичном профиците бюджета в размере 1% от ВВП и европейских гарантиях, позволяющих правительствам заимствовать по приемлемым процентным ставкам, Греции потребуется списание убытков по долгу в размере 70%, после чего держатели ее облигаций останутся с ценными бумагами, цена которых составит всего 30% от их номинальной стоимости. Аналогичное списание для Португалии должно составить 40%. Рынок, похоже, начинает все это осознавать: 10-летние облигации страны торгуются ниже номинала на 60% и 40% соответственно.

Два дефолта сотрут с лица земли около 300 млрд. евро ($416 млрд.) долга Греции и Португалии, крупная доля которых находится в банках, не признающих их реальной стоимости. Текущие оценки необходимого капитала для оказания поддержки банковской системе - такие, как 300 млрд. евро (от МВФ) - выглядят разумными. Правительствам следует подготовиться к предоставлению этого капитала, хотя банки могут, в конечном счете, привлечь неплохие суммы самостоятельно, а некоторым финансовым институтам может быть позволено объявить себя банкротами.

И, наконец, самый важный момент: во сколько обойдется рекапитализация банков и защита кредитоспособных государств от спекулятивных атак. EFSF и ЕЦБ при коллективной поддержке правительств еврозоны и, возможно, МВФ, в течение нескольких лет придется гарантировать все новые облигации, выпущенные Грецией, Португалией, Ирландией, Испанией, Италией, Францией и Бельгией.

В целом минимальная сумма, которая потребуется европейским властям на то, чтобы попытаться остановить кризис, составит около 3 трлн. евро. Учитывая потенциальные последствия неудачных попыток борьбы с недугом для мировой экономики, в интересах стран, не входящих в состав еврозоны, будет участие в данном процессе. Официальные гарантии подобны ядерному устрашению: если они достаточно велики, нет необходимости в их применении. В идеале спекулянты будут укрощены, рынки предоставят финансирование банкам и правительствам, а гарантии не будут применены.

Деньги не смогут решить текущих проблем Европы в одиночку. Если еврозона выживет, европейские политики должны будут найти в себе политическую волю для решения фундаментальных задач, таких как дефицит единого финансового управления и неполноценные правила для банковского капитала. Демонстрация максимального потенциала борьбы с кризисом - единственный выход из текущего положения региона.


Источник  
Что будет, если Греция все же уйдет?

Все больше и больше аналитиков прогнозируют, что Греция покинет еврозону, поскольку лидеры ЕС требуют от страны все более строгой экономии, и антиевропейские настроения здесь усиливаются...

Как восстановить баланс между "севером" и "югом"?

Очагом европейского кризиса являются долговые проблемы южной периферии региона, где доходность по суверенным облигациям время от времени подскакивает к 6-7% (Италия и Испания). По причине того, что банки еврозоны являются держателями значительной доли активов проблемных стран, возникла угроза трансформации кризиса суверенного долга в банковский кризис...

Как восстановить баланс между "севером" и "югом"?

Очагом европейского кризиса являются долговые проблемы южной периферии региона, где доходность по суверенным облигациям время от времени подскакивает к 6-7% (Италия и Испания). По причине того, что банки еврозоны являются держателями значительной доли активов проблемных стран, возникла угроза трансформации кризиса суверенного долга в банковский кризис...


"Финансовая скала" - миф или реальность?

Когда глава ФРС Бен С. Бернанке, глава Pimco Мохаммед Эль-Эриан и Economist говорят, что мы должны беспокоиться о чем-нибудь, мы обычно начинаем беспокоиться...

США и Китай меняются местами?

На сегодняшний день всем нам не раз приходилось читать статьи, восхваляющие динамичное развитие китайской экономики, а также те, что в очередной раз предупреждают об экономическом спаде в США. Если Америка только начинает восстанавливаться после сильнейшей за последние 80 лет рецессии...

О чем говорит рост евро

Хотите верьте, хотите - нет, но несмотря на доносящиеся со всех сторон возгласы о том, что единая валюта обречена (если и не прямо сейчас, то уж в долгосрочной перспективе наверняка), EUR за последние 3 месяца смог обогнать Dow Jones Industrial Average. С середины января пара EURUSD укрепилась на 3,7%, в то время как Dow - лишь на 3,5%...


Уход от ренационализации

Кризис далек от завершения. Более того, в последние месяцы ситуация изменилась в худшую сторону. ЕЦБ удалось ослабить зарождающийся кризис кредитования посредством долгосрочных операций рефинансирования (LTRO), в рамках которых банки еврозоны получили более 1 трлн. евро под 1%...

Удастся ли США избежать рецессии в 2012?

Какое-то время я прогнозировал, что США погрузится в рецессию в этом году, убеждая, что потребительские расходы, которые являются индикатором экономических перспектив, спровоцируют экономический спад в стране...

Семь наблюдений из жизни евро

После того, как мир окончательно убедился в том, что экономика США восстанавливается, а ЕЦБ в 1-м квартале влил огромные объемы ликвидности в рынок, доллар резко снизился...

Топ Форекс Брокеров

200+ Форекс Брокеров

Последние Форекс Отзывы

Все Форекс Отзывы