Внимание! Содержащаяся на сайте информация может касаться финансовых услуг или финансовой деятельности форекс-дилеров, не имеющих лицензию ЦБ и членства в СРО, в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе». Переходя на сайт, Вы подтверждаете, что не находитесь на территории Российской Федерации. Перейти на forex-ratings.ru

Европа, очнись!

Европейский кризис, по всей видимости, достиг своей кульминационной точки. Греция оказалась под угрозой дефолта и бесславного выхода из состава еврозоны, а Италия может потерять доступ к рынкам. Однако проблемы региона намного глубже. Они носят структурный характер и серьёзно вредят, по меньшей мере, 4 экономикам ЕС: Ирландии, Португалии, Кипру и Испании.

Последние десять лет страны PIIGS (Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания) были потребителями первой и последней инстанции для еврозоны. Их расходы превышали доходы, что неизбежно приводило к высокому дефициту текущих операций. А вот центральные страны региона (Германия, Нидерланды, Австрия и Франция), напротив, являлись главными производителями и зарабатывали больше, чем тратили, в результате чего имели весьма неплохой профицит баланса текущих операций.

Эти внешние дисбалансы явились результатом роста курса евро, который укреплялся, начиная с 2002, а также расхождения в реальных валютных курсах и конкурентоспособности стран еврозоны. Затраты на рабочую силу в Германии и других центральных экономиках снизились, что привело к падению цен и высокому профициту баланса текущих операций, тогда как в странах PIIGS была зафиксирована обратная тенденция. В Ирландии и Испании объёмы частных сбережений сильно сократились, а пузырь на рынке недвижимости спровоцировал слишком активное потребление. Между тем, Греция, Португалия, Кипр и Италия переживали чрезмерный дефицит, который провоцировал обострение внешних дисбалансов.
В результате уровень частного и государственного долга в тех странах, которые слишком много тратили, стал совершенно неприемлемым, пузырь на рынке недвижимости лопнул (в Ирландии и Испании), а дефицит баланса текущих операций в совокупности с финансовым гэпом достиг критического значения. Кроме того, ситуацию усугубило замедление экономического роста и снижение конкурентоспособности.

И что теперь?

Наиболее оптимальным решением текущих проблем является стимулирование экономического роста и одновременное проведение структурных реформ и мер жёсткой экономии. Это подразумевает значительное смягчение монетарного курса со стороны ЕЦБ, обеспечение неограниченной поддержки для неликвидных, но в перспективе платежеспособных экономик, резкое снижение курса евро, которое позволит превратить дефицит баланса текущих операций в профицит, и наконец, финансовое стимулирование центральных участников ЕС, учитывая, что периферия вынуждена сокращать расходы.
К сожалению, Германию и ЕЦБ такой вариант не устраивает ввиду перспектив чрезмерного роста инфляции в центре по сравнению с периферией.

Они избрали другой путь: периферия должна согласиться принять "горькое лекарство", а именно: выбрать вариант рецессионной дефляции. Это означает, что странам придётся жёстко экономить, проводить структурные реформы, направленные на стимуляцию роста производительности и снижение затрат на рабочую силу, а также осуществлять девальвацию засчёт корректировки цен.

Подобный вариант сопряжён с массой проблем. Меры жёсткой экономии неизбежно приведут к экономическому застою. Даже структурные реформы очень скоро спровоцируют сокращение объёмов производства, так как рабочие будут увольняться, убыточные предприятия закрываться, а трудовые резервы и капитал перераспределяться в другие индустрии. Поэтому, чтобы предотвратить развитие ещё более глубокой рецессии, периферия нуждается в реальной девальвации, чтобы сократить свой внешний дефицит. Однако даже если бы цены и уровень зарплат сократились на 30% в следующие несколько лет (что совершенно очевидно является неприемлемым в социальном и политическом плане), величина долга всё равно бы выросла, что в результате пагубно отразилось бы на кредитоспособности правительства и частных дебиторов.
Коротко говоря, периферия еврозоны оказалась сейчас в условиях парадокса бережливости: увеличение объёмов сбережений неизбежно ведёт к новой рецессии и провоцирует рост долга до ещё более опасного значения. Данный парадокс теперь актуален и для центральных экономик.

Если периферийные страны останутся в дефляционной ловушке высокого уровня долга, низкой конкурентоспособности и слабого роста производительности, в конечном итоге, у них останется только один выход: объявить себя дефолтом и выйти из состава еврозоны. Это позволит им поддержать экономический рост и повысить свою конкурентоспособность засчёт снижения стоимости новой национальной валюты.

Безусловно, такой хаотичный распад еврозоны будет чем-то напоминать шок, пережитый во времена кризиса Lehman Brothers, если не хуже. Избежать этого можно при условии, что центральные экономики позволят периферии развиваться медленными темпами, оставаясь неконкурентоспособной. В связи с этим придётся согласиться на массовые потери по части государственного и частного долга, а также осуществить огромные финансовые вливания с целью увеличения доходов проблемных стран на фоне слабого роста их производительности.

Италия занимается чем-то подобным уже не одно десятилетие: северные регионы страны финансируют более бедные южные области, включая Сицилию и Сардинию. Однако в еврозоне, где немцы - это немцы, а греки - это греки, такие финансовые трансферты невозможны с политической точки зрения.

Это также означает, что Германия и ЕЦБ не так уж всемогущи, как они, возможно, думают. До тех пор пока они не откажутся от асимметричного регулирования (рецессионная дефляция), согласно которому все шишки достанутся периферии, в пользу более симметричного подхода (антикризисные меры и структурные реформы для периферии в совокупности с рефляцией во всей еврозоне), ЕС будет неизбежно двигаться к своему концу, когда проблемные страны объявят о дефолте и покинут его состав.

Возможно, недавние события в Греции и Италии и есть начало данного процесса. Совершенно очевидно, что такой подход европейских властей, который можно назвать "кое-как" или "лишь бы как-нибудь" уже не работает. Пока власти ЕС не осознают необходимость более глубокой экономической, финансовой и политической интеграции, рецессионная дефляция неизбежно приведёт к коллапсу.

Ссылка на источник  
Что будет, если Греция все же уйдет?

Все больше и больше аналитиков прогнозируют, что Греция покинет еврозону, поскольку лидеры ЕС требуют от страны все более строгой экономии, и антиевропейские настроения здесь усиливаются...

Как восстановить баланс между "севером" и "югом"?

Очагом европейского кризиса являются долговые проблемы южной периферии региона, где доходность по суверенным облигациям время от времени подскакивает к 6-7% (Италия и Испания). По причине того, что банки еврозоны являются держателями значительной доли активов проблемных стран, возникла угроза трансформации кризиса суверенного долга в банковский кризис...

Как восстановить баланс между "севером" и "югом"?

Очагом европейского кризиса являются долговые проблемы южной периферии региона, где доходность по суверенным облигациям время от времени подскакивает к 6-7% (Италия и Испания). По причине того, что банки еврозоны являются держателями значительной доли активов проблемных стран, возникла угроза трансформации кризиса суверенного долга в банковский кризис...


Калита-Финанс рейтинг
Alpari Limited рейтинг
NordFX рейтинг
Финам Форекс рейтинг
LiteForex рейтинг
Гранд Капитал рейтинг

Binary Brokerz рейтинг
TopOption рейтинг
Olymp Trade рейтинг
Porter Finance рейтинг
OptionFair рейтинг
Banc De Binary рейтинг