Внимание! Содержащаяся на сайте информация может касаться финансовых услуг или финансовой деятельности форекс-дилеров, не имеющих лицензию ЦБ и членства в СРО, в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе». Переходя на сайт, Вы подтверждаете, что не находитесь на территории Российской Федерации. Перейти на forex-ratings.ru

Европа, очнись!

Европейский кризис, по всей видимости, достиг своей кульминационной точки. Греция оказалась под угрозой дефолта и бесславного выхода из состава еврозоны, а Италия может потерять доступ к рынкам. Однако проблемы региона намного глубже. Они носят структурный характер и серьёзно вредят, по меньшей мере, 4 экономикам ЕС: Ирландии, Португалии, Кипру и Испании.

Последние десять лет страны PIIGS (Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания) были потребителями первой и последней инстанции для еврозоны. Их расходы превышали доходы, что неизбежно приводило к высокому дефициту текущих операций. А вот центральные страны региона (Германия, Нидерланды, Австрия и Франция), напротив, являлись главными производителями и зарабатывали больше, чем тратили, в результате чего имели весьма неплохой профицит баланса текущих операций.

Эти внешние дисбалансы явились результатом роста курса евро, который укреплялся, начиная с 2002, а также расхождения в реальных валютных курсах и конкурентоспособности стран еврозоны. Затраты на рабочую силу в Германии и других центральных экономиках снизились, что привело к падению цен и высокому профициту баланса текущих операций, тогда как в странах PIIGS была зафиксирована обратная тенденция. В Ирландии и Испании объёмы частных сбережений сильно сократились, а пузырь на рынке недвижимости спровоцировал слишком активное потребление. Между тем, Греция, Португалия, Кипр и Италия переживали чрезмерный дефицит, который провоцировал обострение внешних дисбалансов.
В результате уровень частного и государственного долга в тех странах, которые слишком много тратили, стал совершенно неприемлемым, пузырь на рынке недвижимости лопнул (в Ирландии и Испании), а дефицит баланса текущих операций в совокупности с финансовым гэпом достиг критического значения. Кроме того, ситуацию усугубило замедление экономического роста и снижение конкурентоспособности.

И что теперь?

Наиболее оптимальным решением текущих проблем является стимулирование экономического роста и одновременное проведение структурных реформ и мер жёсткой экономии. Это подразумевает значительное смягчение монетарного курса со стороны ЕЦБ, обеспечение неограниченной поддержки для неликвидных, но в перспективе платежеспособных экономик, резкое снижение курса евро, которое позволит превратить дефицит баланса текущих операций в профицит, и наконец, финансовое стимулирование центральных участников ЕС, учитывая, что периферия вынуждена сокращать расходы.
К сожалению, Германию и ЕЦБ такой вариант не устраивает ввиду перспектив чрезмерного роста инфляции в центре по сравнению с периферией.

Они избрали другой путь: периферия должна согласиться принять "горькое лекарство", а именно: выбрать вариант рецессионной дефляции. Это означает, что странам придётся жёстко экономить, проводить структурные реформы, направленные на стимуляцию роста производительности и снижение затрат на рабочую силу, а также осуществлять девальвацию засчёт корректировки цен.

Подобный вариант сопряжён с массой проблем. Меры жёсткой экономии неизбежно приведут к экономическому застою. Даже структурные реформы очень скоро спровоцируют сокращение объёмов производства, так как рабочие будут увольняться, убыточные предприятия закрываться, а трудовые резервы и капитал перераспределяться в другие индустрии. Поэтому, чтобы предотвратить развитие ещё более глубокой рецессии, периферия нуждается в реальной девальвации, чтобы сократить свой внешний дефицит. Однако даже если бы цены и уровень зарплат сократились на 30% в следующие несколько лет (что совершенно очевидно является неприемлемым в социальном и политическом плане), величина долга всё равно бы выросла, что в результате пагубно отразилось бы на кредитоспособности правительства и частных дебиторов.
Коротко говоря, периферия еврозоны оказалась сейчас в условиях парадокса бережливости: увеличение объёмов сбережений неизбежно ведёт к новой рецессии и провоцирует рост долга до ещё более опасного значения. Данный парадокс теперь актуален и для центральных экономик.

Если периферийные страны останутся в дефляционной ловушке высокого уровня долга, низкой конкурентоспособности и слабого роста производительности, в конечном итоге, у них останется только один выход: объявить себя дефолтом и выйти из состава еврозоны. Это позволит им поддержать экономический рост и повысить свою конкурентоспособность засчёт снижения стоимости новой национальной валюты.

Безусловно, такой хаотичный распад еврозоны будет чем-то напоминать шок, пережитый во времена кризиса Lehman Brothers, если не хуже. Избежать этого можно при условии, что центральные экономики позволят периферии развиваться медленными темпами, оставаясь неконкурентоспособной. В связи с этим придётся согласиться на массовые потери по части государственного и частного долга, а также осуществить огромные финансовые вливания с целью увеличения доходов проблемных стран на фоне слабого роста их производительности.

Италия занимается чем-то подобным уже не одно десятилетие: северные регионы страны финансируют более бедные южные области, включая Сицилию и Сардинию. Однако в еврозоне, где немцы - это немцы, а греки - это греки, такие финансовые трансферты невозможны с политической точки зрения.

Это также означает, что Германия и ЕЦБ не так уж всемогущи, как они, возможно, думают. До тех пор пока они не откажутся от асимметричного регулирования (рецессионная дефляция), согласно которому все шишки достанутся периферии, в пользу более симметричного подхода (антикризисные меры и структурные реформы для периферии в совокупности с рефляцией во всей еврозоне), ЕС будет неизбежно двигаться к своему концу, когда проблемные страны объявят о дефолте и покинут его состав.

Возможно, недавние события в Греции и Италии и есть начало данного процесса. Совершенно очевидно, что такой подход европейских властей, который можно назвать "кое-как" или "лишь бы как-нибудь" уже не работает. Пока власти ЕС не осознают необходимость более глубокой экономической, финансовой и политической интеграции, рецессионная дефляция неизбежно приведёт к коллапсу.

Ссылка на источник  
Что будет, если Греция все же уйдет?

Все больше и больше аналитиков прогнозируют, что Греция покинет еврозону, поскольку лидеры ЕС требуют от страны все более строгой экономии, и антиевропейские настроения здесь усиливаются...

Как восстановить баланс между "севером" и "югом"?

Очагом европейского кризиса являются долговые проблемы южной периферии региона, где доходность по суверенным облигациям время от времени подскакивает к 6-7% (Италия и Испания). По причине того, что банки еврозоны являются держателями значительной доли активов проблемных стран, возникла угроза трансформации кризиса суверенного долга в банковский кризис...

Как восстановить баланс между "севером" и "югом"?

Очагом европейского кризиса являются долговые проблемы южной периферии региона, где доходность по суверенным облигациям время от времени подскакивает к 6-7% (Италия и Испания). По причине того, что банки еврозоны являются держателями значительной доли активов проблемных стран, возникла угроза трансформации кризиса суверенного долга в банковский кризис...


NPBFX рейтинг
FXTM рейтинг
FxPro рейтинг
Фибо Групп рейтинг
Z.com Trade рейтинг
FXInvesting рейтинг

NordFX рейтинг
Anyoption рейтинг
Olymp Trade рейтинг
24option рейтинг
365BinaryOption рейтинг
OptionRally рейтинг