Внимание! Содержащаяся на сайте информация может касаться финансовых услуг или финансовой деятельности форекс-дилеров, не имеющих лицензию ЦБ и членства в СРО, в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе». Переходя на сайт, Вы подтверждаете, что не находитесь на территории Российской Федерации. Перейти на forex-ratings.ru

Как создать депрессию

Европейские политики, возможно, готовятся принять финансовую программу, которая, если будет реализована, может привести к очередной депрессии в Европе. Что понять, почему это произойдет, полезно будет сравнить, каким образом европейские страны реагировали на падение спроса до введения евро и после него.

Например, подумайте, как Франция могла бы отреагировать на существенное падение спроса на экспорт в 1990-х. Если бы не вмешалось правительство, объем производства и уровень занятости могли бы существенно упасть. Для того чтобы предотвратить это, Банк Франции мог бы понизить ставки. К тому же падение доходов привело бы к автоматическому сокращению налоговых поступлений и увеличению различных трансфертных платежей. Правительство могло бы дополнить данные "автоматические стабилизаторы" увеличением расходов, либо снижением налоговых ставок, что вызвало бы дополнительный рост дефицита.

К тому же, падение спроса на экспорт автоматически вызвало бы падение курса франка против других валют, а снижение процентных ставок только усилило бы это влияние. Подобная комбинация изменений в кредитно-денежной, финансовой и валютной политике могла бы стимулировать рост производства и занятости и предотвратить существенное увеличение безработицы.

Однако, когда Франция вошла в состав еврозоны, два из вышеперечисленных каналов воздействия стали недоступны. Курс франка больше не может снизиться против других валют. Размер процентных ставок во Франции, как и во всех других странах еврозоны в данный момент определяется ЕЦБ на основании состояния спроса во всем валютном союзе. Таким образом, единственной антициклической политикой, доступной Франции в данный момент, остается финансовая политика: сокращение налоговых поступлений и увеличение расходов.

Хотя подобная политика предполагает рост дефицита бюджета, использование "автоматических финансовых стабилизаторов" чрезвычайно важно в данный момент, поскольку страны еврозоны не могут использовать монетарную политику для стабилизации спроса. Нехватка инструментов кредитно-денежной политики на фоне отсутствия возможности корректировать курс национальной валюты могла бы также оправдать периодическое дискреционное снижение налогов и увеличение расходов.
К сожалению, некоторые страны еврозоны позволяли своим дефицитам расти даже в "хорошие времена", а не только когда спрос был слабым. Другими словами, национальный долг в этих странах рос как на фоне увеличения "цикличного", так и "структурного" дефицита бюджета.

Росту структурного дефицита бюджета в последнее 10-летие способствовало отсутствие восприимчивости ставок еврозоны к различиям в национальной финансовой политике и уровнях долга в отдельных странах. А поскольку финансовые рынки не распознавали разницу в уровнях риска среди членов еврозоны, процентные ставки по суверенным облигациям не отражали чрезмерный рост кредитования. Единая валюта также предполагает, что по валютному курсу невозможно заметить разницу в расточительности того или иного государства.

Признание Греции в 2010 году о том, что показатель дефицита бюджета был искусственно занижен, стал тревожным звонком для финансовых рынков, который привел к резкому росту доходности гособлигаций многих периферийных стран. На саммите ЕС в Брюсселе, который прошел в начале декабря, власти намеревались предотвратить столь масштабное накопление долга в будущем. Главы стран согласились с принципами ограничения дальнейших показателей дефицита посредством внесения изменений в законодательства - в частности, они договорились об установке верхней планки годового дефицита в 0,5% от ВВП, а в том случае, если показатель превысит 3%, к стране будут автоматически применены санкции.

В данный момент стороны работают над деталями в преддверии новой встречи лидеров ЕС, которая состоится в конце января и в ходе которой будут озвучены конкретные меры, необходимые к принятию европейскими странами. Важной частью декабрьского соглашения стало то, что государство может иметь показатель циклического дефицита выше 0,5% от ВВП, что позволило бы в будущем избежать снижения спроса. Тем не менее, пока неясно, станут ли санкции к странам, превысившим потолок в 3%, достаточно болезненными, чтобы побудить их к более масштабным мерам экономии.

Среди недавних событий, которые должны вызывать опасения в первую очередь, стало заявление ЕЦБ о том, что предложенные правила могут оказаться недостаточно жесткими. В частности, Йорг Асмуссен, который является одной из ключевых фигур Комитета ЕЦБ, заявил, что странам нужно позволить иметь дефицит, превышающий 0,5% от ВВП, только при "природных катаклизмах или в условиях жесткой необходимости ".

Если этот призыв будет услышан, то циклические бюджетные корректировки будут убраны, что станет настоящим "порочным кругом" для спроса и с легкостью создаст условия для развития депрессии. Если, к примеру, условия на мировой арене спровоцируют снижение спроса на французский экспорт, страна столкнется с падением объемов производства и уровня занятости. Это снизит налоговые поступления и увеличит объем трансфертных платежей, что приведет к тому, что дефицит бюджета элементарно выйдет за рамки 0,5% от ВВП. А если Франция вознамерится снизить данный показатель, ей придется повысить налоги и сократить расходы, что, в свою очередь, приведет к еще большему снижению спроса, сокращении налоговых поступлений и росту социальных выплат… И так далее.

В случае воплощения в жизнь, данное предложение может стать причиной крайне высоких показателей безработицы и стремительного замедления восстановления экономики, а именно - депрессии. На практике, конечно, меру вполне можно и нарушить, в точности как старый вариант Пакта о стабильности и росте.

Сейчас лучше всего было бы сосредоточиться на различиях между циклическим и структурным дефицитами, также допустив существование дефицита, получаемого в результате автоматических стабилизаторов. Арбитром должен выступать ЕЦБ, в обязанности которого вошла бы публикация прогнозов по обоим показателям. Это также позволило бы осознать разницу между реальным (скорректированным на инфляцию) дефицитом и номинальным.

Сейчас Италия, Испания и Франция имеют показатели дефицита бюджета выше 3% от ВВП. Однако данный дефицит не является структурным, и если бы ЕЦБ определил масштаб реальных показателей, то рынки были бы удивлены узнать, что они снижаются. А для инвесторов это должно являться одним из основных признаков финансовой состоятельности государства.

Ссылка на источник  
Что будет, если Греция все же уйдет?

Все больше и больше аналитиков прогнозируют, что Греция покинет еврозону, поскольку лидеры ЕС требуют от страны все более строгой экономии, и антиевропейские настроения здесь усиливаются...

Как восстановить баланс между "севером" и "югом"?

Очагом европейского кризиса являются долговые проблемы южной периферии региона, где доходность по суверенным облигациям время от времени подскакивает к 6-7% (Италия и Испания). По причине того, что банки еврозоны являются держателями значительной доли активов проблемных стран, возникла угроза трансформации кризиса суверенного долга в банковский кризис...

Как восстановить баланс между "севером" и "югом"?

Очагом европейского кризиса являются долговые проблемы южной периферии региона, где доходность по суверенным облигациям время от времени подскакивает к 6-7% (Италия и Испания). По причине того, что банки еврозоны являются держателями значительной доли активов проблемных стран, возникла угроза трансформации кризиса суверенного долга в банковский кризис...


MaxiMarkets рейтинг
HYCM рейтинг
ТелеТрейд рейтинг
Fort Financial Services рейтинг
Dukascopy рейтинг
NPBFX рейтинг

Binary Brokerz рейтинг
IQ Option рейтинг
TropicalTrade рейтинг
TopOption рейтинг
Porter Finance рейтинг
Anyoption рейтинг