Внимание! Содержащаяся на сайте информация может касаться финансовых услуг или финансовой деятельности форекс-дилеров, не имеющих лицензию ЦБ и членства в СРО, в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе». Переходя на сайт, Вы подтверждаете, что не находитесь на территории Российской Федерации. Перейти на forex-ratings.ru

Паника спасет еврозону

24 мая, 2010

Последние события в зоне евро вызвали панику на валютных и фондовых рынках по всему миру. С начала года единая европейская валюта потеряла по отношению к доллару более 14%, и аналитики прочат ей дальнейшее обесценение. Все чаще говорят о новой волне кризиса, порожденной на этот раз резким ростом суверенных долгов. Сколь вероятен этот апокалиптический сценарий?

Чтобы выяснить это, надо знать некоторые цифры. По итогам 2009 года общий долг стран еврозоны - €7,1 трлн, или 78,7% ВВП. Для сравнения: в США к середине 2010 года федеральный долг достигнет $13,9 трлн, или 94,3% ВВП. В среднем по еврозоне дефицит государственного бюджета в 2009 г. составил 6,3% ВВП; в Соединенных Штатах - 9,8% ВВП. То есть объективно положение в США хуже, чем в Европе. Но паника охватывает Старый Свет, и дешевеет евро, а не доллар. Что же происходит?

Кризис в Европе порожден двумя обстоятельствами - структурным и системным.

Структурный фактор связан с тем, что экономики стран Южной Европы ранее жили в условиях высокой инфляции и высоких процентных ставок и были объективно не готовы к введению евро.

В начале 1990-х годов доходность по 10-летним греческим, итальянским и испанским облигациям составляла соответственно 8,8; 9,1 и 9,4% годовых. Заимствовать на таких условиях было затруднительно. С введением евро ставки устремились вниз, и к 2005 г. разрыв между итальянскими и немецкими облигациями упал до 1,3 процентного пункта. Заимствования стали дешевыми, а долг начал стремительно расти.

Быстрое развитие Средиземноморского региона в 1999-2007 гг. в значительной мере было вызвано масштабной кредитной экспансией и наращиванием государственных расходов. Как только доверие было подорвано кризисом, ставки рванулись вверх (для Греции они достигали 11,2% годовых), и обслуживать долг стало немыслимо. А девальвировать свою валюту оказалось невозможно. Так образовалась масштабная, но все же региональная проблема.

Решить ее было не слишком сложно, если бы не системная проблема, созданная в момент учреждения еврозоны. В любой стране существуют центральный банк, регулирующий процентные ставки и денежное предложение, и министерство финансов, осуществляющее заимствования. Но не в Европе. Здесь есть Европейский центральный банк, но нет министерства финансов.

Монетарную политику контролирует один орган, зато фискальную - шестнадцать. Ни ЕЦБ, ни Еврокомиссия не имели права заимствования на открытом рынке. Обладай Еврокомиссия этим правом, немедленно по обнаружении греческих проблем она могла бы эмитировать облигации на €80-100 млрд (т.е. менее чем на 1% суммарного ВВП ЕС) и выделить полученные деньги Греции в качестве целевого кредита. Кризис закончился бы, не начавшись. Однако в существовавшей системе для создания общего фонда для помощи Афинам потребовалось согласие всех стран-членов и распечатывание их национальных "кубышек".

Справедливости ради надо сказать, что "столпам" европейской интеграции было что спасать. На кону стояла не только устойчивость единой валюты, но и стабильность финансовых институтов: ведь крупнейшие держатели облигаций Греции, Италии, Испании и Португалии - это французские (на €850 млрд) и германские (на €520 млрд) банки и пенсионные фонды. Поэтому меры по поддержке евро стали и мерами спасения национальных банковских систем (которые в начале кризиса были в ЕС менее масштабными, чем в США).

В итоге главы стран ЕС создали фонд, формально оцененный в €750 млрд, позволили Еврокомиссии распоряжаться дополнительно €60 млрд и с 10 мая открыли перед ЕЦБ возможность скупки с рынка суверенных долгов. Это способно решить текущие проблемы, но лечение всей системы потребует уступки национальными правительствами многих фискальных полномочий структурам ЕС. Единая валюта без бюджетного федерализма - непозволительная роскошь; но так как не существует механизма выхода из еврозоны, у состоящих в ней стран есть лишь один шанс: отказ от бюджетного суверенитета.

Случится это не скоро, но, видимо, альтернативы этому нет. Поэтому долгосрочным результатом нового акта финансового кризиса в Европе станет, как это ни парадоксально, упрочение европейской интеграции. Что же до паники, то никто и не говорил, что колебания на валютном рынке - дело давно минувших дней...

Ссылка на источник  

28 апреля, 2017

Цены на драгметалл снижались всю ночь

Пара XAU/USD попала под сильное давление продаж на торгах четверга. Бенчмарк отошел от уровня 1270 после неудачной попытки преодолеть его...

28 апреля, 2017

Пять причин, почему ЦБ РФ снизит ставку

Сегодня днем состоится очередное заседание совета директоров Банка России. Рынок ждет дальнейшего снижения ключевой ставки. Ожидания рынка складываются из ряда причин...

28 апреля, 2017

Обзор и прогноз по рынку

Доллар пытался расти, но выглядел неубедительно, что вполне объяснимо, учитывая, что программа налоговой реформы Трампа рынки не впечатлила, а вопрос с бюджетом...


ТурбоФорекс рейтинг
Alpari Limited рейтинг
NordFX рейтинг
MaxiMarkets рейтинг
NPBFX рейтинг
Финам Форекс рейтинг

Anyoption рейтинг
Olymp Trade рейтинг
NordFX рейтинг
Porter Finance рейтинг
24option рейтинг
Binary Brokerz рейтинг