Внимание! Содержащаяся на сайте информация может касаться финансовых услуг или финансовой деятельности форекс-дилеров, не имеющих лицензию ЦБ и членства в СРО, в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе». Переходя на сайт, Вы подтверждаете, что не находитесь на территории Российской Федерации. Перейти на forex-ratings.ru

После недолгой передышки долговой кризис с новой силой накрыл зону евро.

6 декабря, 2010

После недолгой передышки долговой кризис с новой силой накрыл зону евро. Причем, на этот раз проблемы выглядят намного серьезнее, чем год назад. Если в конце 2009 года сомнения вызывала лишь способность Греции обслуживать свой госдолг, то сейчас легче назвать страны, которые способны самостоятельно платить по долгам.

С конца ноября рынки лихорадит. Никто, включая высшее руководство Европейского ЦБ, а также лидеров "стран-спасителей" и "стран-спасаемых", долго не мог хоть с какой-то долей определенности сказать, на каких условиях будут проводиться "операции спасения" и во что это обойдется держателям европейских гособлигаций. Единственное, что было заявлено с полной определенностью - единая европейская валюта должна выжить.

Новый виток кризиса, запущенный проблемами в Ирландии, очень быстро принял системный характер. Количество стран, которым потенциально может потребоваться помощь, растет с каждым днем. Речь уже идет не только о Португалии и Испании, но и о Бельгии и даже Италии - инвесторы вспомнили, что уровень госдолга по отношению к ВВП в этой стране один из самых высоких в еврозоне.

Казалось бы (и еще совсем недавно казалось), что после того как в рамках решения проблем отдельно взятой Греции был создан гигантский Фонд спасения, в формировании которого принял участие МВФ, найдено системное решение долговых проблем стран-аутсайдеров, поскольку 700 миллиардов евро с избытком хватит на спасение Греции, Ирландии и Португалии вместе взятых.

Однако еще в первой половине этого года, когда принималось решение о создании Фонда, был очевиден один его существенный недостаток. "Скидываться" на формирование Фонда должны страны, и без того перегруженные долгом и вынужденные этот долг наращивать из-за бюджетных дефицитов, серьезно превышающих предельные 3%, указанные в "Пакте стабильности" Маастрихтского договора о создании евро. Соответственно, для того чтобы формировать фонд, они должны еще больше занимать на рынке и наращивать дефицит бюджета.

И по мере того, как страны зоны евро одна за другой переходят из разряда потенциальных "спонсоров" в разряд потенциальных получателей помощи, ситуация накаляется все больше. Уже когда речь зашла о том, что, помимо Греции и Ирландии, помощь может потребоваться Португалии и Испании, стало очевидно: 700 миллиардов евро, какой бы грандиозной ни казалась эта сумма, может не хватить.

"Найти" необходимые средства можно было бы в Европейском ЦБ, который теоретически способен одним росчерком пера "нарисовать" столько денег, сколько нужно для решения любых проблем. Тем более что именно так и поступают США, Япония и Великобритания - выкупают за счет эмиссии государственные, ипотечные и даже корпоративные долговые бумаги.

Однако ЕЦБ вовсе не собирается прибегать к необеспеченной эмиссии для выкупа долговых обязательств участников валютного союза. Кроме того, против включения "печатного станка" выступает Германия - главный "спонсор" и "локомотив" еврозоны. Это принципиальная позиция, которая меняться не будет, какой бы оборот ни приняли события на долговых рынках.

Еще один принципиальный момент - стремление сохранить единую валюту, хотя и не любой ценой. Проблема заключается в том, что переход на евро в Германии был решением политических лидеров, а население в массе своей было против. И даже сейчас, когда евро существует 12 лет, 46% немцев предпочло бы жить с немецкой маркой и лишь 41% населения предпочитает евро.

Другой опрос, проведенный в мае этого года, когда решалась судьба Греции, дал еще более обескураживающие данные: 65% жителей Германии выступили против выделения помощи и лишь 16% одобрили принятые тогда решения. Неосторожное высказывание главы Бундесбанка Акселя Вебера о том, что 750 миллиардов евро из Фонда спасения на всех может не хватить, вызвало среди немецких парламентариев бурю эмоций.

Представители практически всех политических партий отмечали, что они будут не в состоянии объяснить избирателям, почему Германии придется еще больше экономить, в том числе и на социальных программах. Особенно в условиях, когда действующего механизма контроля и принуждения к соблюдению бюджетной дисциплины в странах, получающих помощь, пока так и не создано.

Тут следует сделать небольшую ремарку. Довольно распространенное в Германии мнение, что немцы от введения евро только потеряли, променяв стабильную и надежную валюту на что-то менее стабильное и надежное, что Германия постоянно платит за менее успешные страны, ничего не получая взамен, не соответствует действительности. Большинство экономистов отмечают, что ориентированная на экспорт экономика Германии получила в лице членов еврозоны прекрасный рынок сбыта - основной. Другие, зачастую менее развитые страны, согласившись присоединиться к валютному союзу, потеряли возможность вести ценовую конкуренцию, девальвируя собственную валюту.

Кроме того, несколько смягчает политическую ситуацию тот факт, что Германия, в отличие от других стран валютного союза, настолько стремительно выходит из рецессии, что экономисты говорят о V-образном сценарии. ВВП, уровень безработицы, ряд других макроэкономических показателей практически вернулись к пиковым значениям 2007 года.

Тем не менее, практически все немецкие политики и чиновники отмечают, что помощь Евросоюза должна оказываться лишь странам, которые готовы к сотрудничеству и ответственности. Один из партийных лидеров сформулировал принцип, на котором настаивает Германия, предельно просто: солидарность в обмен на ответственность.

Принцип солидарности заключается в том, что фонд помощи наполняется всеми участниками союза пропорционально размерам их экономики. Ответственность - помощь получают лишь те, кто способен доказать свою способность привести в порядок бюджет и начать сокращать долговое бремя.

Главные вопросы заключаются в том, что будет с теми, кто не сможет, и кто будет решать, насколько "ответственно" получатели помощи подходят к требующимся от них реформам.

По словам одного из управляющих директоров ЕЦБ, в еврозоне будет действовать механизм, опробованный МВФ: деньги будут выделяться траншами при условии регулярного мониторинга ситуации в странах-получателях. В случае, если уполномоченная комиссия придет к выводу, что делается недостаточно, очередного транша может не случиться.

Немцы напоминают, что все участники валютного союза подписали Маастрихтский договор и Пакт стабильности, в котором указаны четкие критерии, которым должны отвечать участники зоны евро. Бюджетный дефицит не должен превышать 3% ВВП, а госдолг - 60%. Однако сейчас даже Германия не отвечает этим критериям. За время существования евро накопилось 72 нарушения критериев, однако никаких серьезных санкций ни к кому применено не было.

Именно на введении системы санкций настаивает Германия. На мой вопрос о том, о каких санкциях может идти речь, один из участников переговоров со стороны Германии в частной беседе сказал : "Мы просто перестанем давать им деньги".

Все это ставит перед инвесторами одну серьезную проблему. Слова "дефолт" ни один из политиков или чиновников высокого ранга не произнес. Однако фактически этот вариант - ни в случае с Грецией, ни в случае с любой другой страной зоны евро исключать нельзя. Если в США или Японии суверенный дефолт невозможен в принципе - ЦБ напечатает столько денег, сколько потребуется для того, чтобы расплатиться по долгам, - то в Европе держатели суверенных облигаций несут определенные риски.

Это и имела ввиду Ангела Меркель, когда говорила, что частные инвесторы должны принять на себя долю риска и нести часть убытков. Страна-участница валютного союза, нарушающая финансовую дисциплину, вполне может оказаться в ситуации, когда будет вынуждена вести переговоры с кредиторами о реструктуризации долга или даже списании его части, ситуации в которой оказалась Россия в 1998 году и которая называется одним коротким словом - дефолт.

Ссылка на источник  

7 декабря, 2016

Европейский предмаркет

Автор повторяет: диапазон уровней 1,0600 – 1,1400 остается размытым, что позволяет осуществить быстрое беспрепятственное движение вверх. Именно этот сценарий и находится под контролем. Риски дальнейшего давления вниз усилятся при торговле ниже диапазона...

7 декабря, 2016

Три барьера для рубля

Brent не смогла закрепиться выше 55,00 долл./барр., так как на рынок пришло понимание, что движение носило преувеличенный характер. По сути, ОПЕК сделала то, что обещала сделать. По встрече нефтедобытчиков, не входящих в картель, ничего не ясно...

6 декабря, 2016

Доллар развивает коррекцию

Рынок всегда прав, и доказать обратное ему невозможно. Если импульс роста доллара исчерпал себя, то даже плохие новости об итальянском референдуме не способны подавить настрой на мощную коррекцию...


Fort Financial Services рейтинг
Фибо Групп рейтинг
Альфа-Форекс рейтинг
Форекс Клуб рейтинг
ТурбоФорекс рейтинг
Z.com Trade рейтинг

OptionFair рейтинг
TopOption рейтинг
IQ Option рейтинг
NordFX рейтинг
TropicalTrade рейтинг
Porter Finance рейтинг