Несмотря на то, что Индия оставила ставки без изменений, как и ожидалось по прогнозам, глава Центробанка несколько раз намекнул на ее возможное снижение от текущего уровня 8,5%. В целом картина, которую мы наблюдаем в странах БРИК в последнее время (Бразилия, Россия, Индия и Китай), вызывает разную степень беспокойства.
Рост бразильской экономики остановился в 3 квартале, в то время как на рынке недвижимости Китая надувается пузырь, разрыв которого может оказать существенное влияние на банковский сектор. На этом фоне интересно отметить недавнее повышение курса юаня до рекордного максимума 6.3294 в паре с долларом.
Оно последовало за несколькими днями умеренного падения юаня и говорит о том, что китайские власти пока не готовы терпеть устойчивый разворот курса национальной валюты, отчасти связанный с тем, что инвесторы стали избавляться от нее на фоне проблем реальной экономики и рынка кредитования.
В более долгосрочной перспективе, однако, становится ясно, что кризис суверенного долга, который, как предположила глава МВФ, может привести к рецессии в стиле 1930-х, в основном оказывает влияние на развитые страны (США тоже не стоит расслабляться). И напротив, МВФ прогнозирует сокращение объемов суверенного долга в развивающихся странах, однако в ближайшей перспективе у них довольно много проблем, с которыми придется разбираться.
Ситуация в Китае пугает почти также, как и в Европе. Недавние исследования сферы обрабатывающей промышленности говорят о том, что рост в секторе сокращается. Рост денежной массы в прошлом месяце был минимальным более чем за 10 лет, а увеличение экспорта резко замедлилось, особенно рост объемов экспорта в Европу. Цены на недвижимость снижаются, и в некоторых городах довольно быстро. Застройщики, зажатые между кредитными ограничениями и высокими ставками, вынуждены распродавать по сниженным ценам новые проекты на фоне переизбытка предложения. Во многих городах оценка стоимости недвижимости стала неприемлемой в вопросе соотношения цены/дохода. Как это часто случается, чрезмерное использованием заемных средств лишь усиливает падение китайской экономики. По данным МВФ, объем кредитов в процентном отношении к ВВП удвоился с 2006 года. Вполне естественно, появляются опасения того, что объемы плохих долгов на балансе финансовых учреждений могут вырасти довольно быстро в следующем году. Китай вскоре поймет, насколько сложно контролировать ситуацию, когда активное использование заемных средств сочетается с существенным ростом долгов. В то же время следует упомянуть, что у Пекина еще остается довольно много неиспользованных средств монетарной политики. Китаю необходимо срочно и довольно существенно понизить требования к резервам; финансовую политику необходимо смягчить, а курс валюты – понизить, особенно на фоне высокого спроса на доллар. Последняя мера, конечно, весьма противоречива и вполне может вызвать гнев Вашингтона (тем более в год выборов), однако она будет оправданной, особенно если Китай вновь вернется к рекордным дефицитам торгового баланса. Оффшорные инвесторы активно покидали Китай в последние месяцы при любом удобном случае – свидетельством тому может служить 30%-ное падение индекса Shanghai Composite за последние 6 месяцев, давление на юань и сокращение валютных резервов Пекина в последнее время. В этом году Европа полностью доминировала в умах инвесторов и трейдеров. В следующем году ее место может занять Китай.
Торговые войны США и Китая. Ситуация между Китаем и Америкой на торговом фронте ухудшается. В отместку за демпинговые практики и субсидии США Министерство торговли Китая объявило о введении на два года пошлин на импортируемые автомобили объемом двигателя более 2,5 литров. Это скажется на крупнейших американских автопроизводителях, таких как GM, Ford и Chrysler, не говоря уже о BMW и Mercedes, которые имеют довольно большие производственные комплексы в США. К сожалению, подобные меры со стороны двух крупнейших мировых супердержав становятся все более обычным делом в последнее время. Например, на прошлой неделе США объявили, что Китай был принят в ВТО, чтобы воспрепятствовать его использованию антидемпинговых мер, направленных против экспорта американского мяса птицы. Китай активно использовал антидемпинговые меры с момента начала кризиса 2008 года. Если он позволит своей валюте снизиться в ближайшие месяцы, в то время, когда оффшорные инвесторы активно выводят деньги из страны, можно будет ожидать, что эта торговая война приобретет более конкретный характер. Итак, можно ждать дальнейшего роста напряженности между двумя этими странами.
Наконец, инфляция в Британии начинает снижаться. По крайней мере, британские потребители смогут, в конце концов, увидеть выгоду от своей длительной программы экономии. Инфляция, которая была такой высокой столь долгое время, начинает снижаться, судя по последнему отчету Офиса национальной статистики. Товары для дома уже дешевеют, а цены в интернет-магазинах также практически не растут. Что касается остальных позиций, потребители на них по-прежнему экономят. В конце ноября объем розничных продаж был практически негативен. В долгосрочной перспективе объемы продаж не изменились по сравнению с серединой 2008 года. Что интересно, так это то, что даже после подобных ограничений британское общество по-прежнему поддерживает реализуемую программу жесткой экономии. По данным одного из опросов, проведенных на этой неделе, три четверти опрошенных хотят, чтобы дефицит был сокращен, и чем скорее, тем лучше.
Прогнозы ШНБ предполагают, что у него еще много работы. ШНБ оставил целевой курс EUR/CHF на уровне 1.20, однако его прогнозы предполагают, что ему еще придется многое сделать на валютном фронте, если он хочет избежать дефляции. По прогнозам ЦБ рост экономики Швейцарии составит лишь 0,5% в следующем году, а инфляция сократится на 0,3%. Только в 2013 ее рост восстановится до 0,4%. ШНБ составил эти прогнозы, основываясь на том, что ставка останется близкой к нулю, а CHF продолжит снижаться. Возникает естественный вопрос о том, насколько вероятно последнее предположение, а также о том, является ли оно результатом прогнозирования рыночных условий или ЦБ планирует поднять целевой курс, чтобы усилить давление на франк. Учитывая нестабильную ситуацию в глобальной экономике, последнее предположение кажется более вероятным. ШНБ не раз говорил о том, что уровень 1.20 является слишком высоким, когда целевой курс был введен в сентябре. Однако прогноз по экономике еврозоны ухудшился, и политическая нестабильность также сказалась на единой валюте ближе к концу года. Это вполне может означать, что ШНБ придется принять дополнительные меры для защиты 1.20, не говоря уже о том, чтобы передвинуть его к 1.25 или даже выше. Это должно случиься в новом году, если Швейцария, конечно, хочет избежать длительного периода дефляции.
Присоединяюсь к позитивным отзывам. С этим брокером прошел через многие взлеты и падения на рынке. Благо, не слился, и во многом это заслуга NPBFX. Когда компания работает по модели без конфликта интересов, даже в сложные моменты она не подведет....