«Инвесторы-активисты» - в последнее время на фондовом рынке про них говорят все чаще. Рассмотрим, кто они и чем занимаются. Разберемся, нужно ли беспокоиться рядовому инвестору, если в его портфеле есть акции компаний, которые стали целью активистов. Инвестор-активист — это физическое лицо или организация, которые получили значительную долю в публичной компании, чтобы повлиять на ее управленческие решения.
Пути влияния могут быть разными. Один из самых распространенных - вступление в совет директоров компании. На практике мишенью инвесторов-активистов становятся компании с большими затратами, неэффективным менеджментом и другими проблемами. Активисты полагают, что компанией можно управлять лучше — тогда финансовые результаты повысятся и акции будут расти.
На рынке США признаком того, что появился такой инвестор, является подача формы 13D в Комиссию по ценным бумагам: раскрытие информации требуется при покупке 5% компании и более. В России, в отличие от западных рынков, подобная практика встречается крайне редко.
Что именно делают инвесторы-активисты
Инвестор-активист вкладывает в покупку акций собственные средства или привлеченные, например через хедж-фонд. Он приобретает долю в компании и становится акционером-активистом, используя свои права влияния на бизнес.
Пример. У сельскохозяйственной компании есть 10 тыс. тракторов. При этом часть машин или земель не задействованы в работе. Мелкие инвесторы никак не могут повлиять на ситуацию. Тогда за дело берется инвестор-активист. Он покупает долю в компании и начинает продвигать свои предложения на совете директоров: предлагает расширить площадь обрабатываемых земель или реализовать простаивающие активы, а из полученной прибыли увеличить дивиденды.
Инвестор-активист может вести диалог с менеджментом, предлагать переизбрать совет директоров, вносить официальные предложения для общего голосования акционеров, создавать давление со стороны СМИ и порой инициировать судебные разбирательства.
Это хорошо или плохо?
Основная цель активиста — корпоративные изменения. На практике они могут оказаться как позитивными, так и негативными. В лучшем сценарии активисты будут бороться за будущее компании, решать актуальные проблемы и провоцировать рост акций, который выгоден всем акционерам. В худшем — активисты захватывают контроль для личной выгоды, а их действия могут причинить долгосрочный вред. Как итог — краткосрочная выгода для активиста и ухудшение перспектив компании.
Некоторые считают активистов «злом» для компании, подрывающим экономику и вредящим работе. Другие, напротив, видят в таких инвесторах «спасательную шлюпку». Стратегия обычного розничного инвестора — купить дешевле, продать дороже. А стратегия инвесторов-активистов — спровоцировать рыночное движение. Цель одна — прибыль, методы и возможности разные.
В октябре 2015 г. влиятельное издательство The Wall Street Journal провело анализ 71 компании, где действовали инвесторы-активисты. Вывод: акции крупных компаний с поддержкой активистов чаще показывали результаты лучше рынка. Были и печальные истории, например, банкротство энергетической компании Walter Energy.
Реальные истории
Карл Айкан — один из самых известных инвесторов-активистов, которого прозвали «корпоративным рейдером». С 1978 г. он начал занимать важные, а иногда и главные должности в компаниях через свою фирму. Среди его целей были известные компании, такие как Western Union, Viacom, Yahoo, Motorola, eBay, Apple и другие.
В 2015 . Айкан призвал генерального директора Apple Тима Кука увеличить размер обратного выкупа акций, что компания и сделала.
Одно из самых нашумевших действий инвестор провернул с Trans World Airlines, входившей в четверку крупнейших авиакомпаний в США. В 1978 г. был принят закон о дерегулировании авиакомпаний, который способствовал запуску поглощений. TWA была выделена из холдинговой компании в 1984 г. Айкан купил ее в 1985 г., а через три года вывел в частную собственность после выкупа долгов. В 2001 г. TWA подала третье и окончательное заявление о банкротстве и была куплена American Airlines.
Джозеф Угурлиан не считает себя активистом. По его определению, он — «активный менеджер». В 2014 г. Угурлиан добился ухода генерального директора компании Nexans, участвовал в реструктуризации долга компании Solocal и делении долей в Parmalat. В 2019 г. Угурлиан попросил Suez пересмотреть стратегию и продать испанскую дочернюю компанию. В 2020 г. возглавил кампанию в СМИ против Арно Лагардера, обвинив руководство в плохом управлении группой.
Свежая история: Elliott Investment Management стремилась снять с поста генерального директора Twitter Джека Дорси — и это удалось 29 ноября 2021 г. Насколько эти действия хороши для компании, покажет время.
В середине ноября компания Mantle Ridge раскрыла свою долю в Dollar Tree. По данным источников, компания-активист планирует подтолкнуть акции к росту и улучшить работу торговой сети Family Dollar.
Выводы для инвесторов
- Инвесторы-активисты преследует ту же цель, что и вы — получение прибыли. За счет больших вложений и получения крупной доли у них появляется больше возможностей для влияния на компанию.
- Действия активистов могут привести как к позитивным, так и негативным изменениям. Если вы узнали, что в компании, акции которой есть в вашем портфеле, завелись активисты — следует держать ухо востро. Может возрасти волатильность и спекулятивная составляющая. Активист может так же быстро продать свои акции, что спровоцирует еще большие движения.
- Поспешных выводов делать не стоит. Нужно рассмотреть предложения активистов: они могут принести выгоду через увеличение дивидендов и программы обратного выкупа акций или дать импульсы для развития.
- Стоит изучать как выдвигаемые планы, так и личность самого инвестора-активиста. Понимание его философии поможет сделать верные выводы.
Я смогла оценить возможности высокого плеча 1к1000 при переходе на платформу NPBFX. Самое ценное сводится к тому, что нужен меньший залог. В процессе обучения я четко усвоила правило: не хочешь сливать депозиты - контролируй риски, а не прибыль. У...