Ориентируясь на аналитику, инвесторы обязательно встречают таргеты - целевые цены бумаг. Мы уже рассказывали, как эксперты определяют, когда стоит «Держать» акцию, когда «Продавать», а когда — «Покупать». Теперь поговорим о том, как определяется справедливая цена. Делимся ответами на пять самых популярных вопросов о таргетах.
Что такое целевая цена
«Кто решил, что эта акция будет стоить именно столько? И когда?» Целевая цена, или таргет, — это прогноз стоимости ценной бумаги в будущем, который дают аналитики. Обычно таргет устанавливается на 12 месяцев вперед с момента проведения анализа. Его публикуют вместе с рейтингом — рекомендациями «Купить», «Продать», «Держать». Реже встречаются рейтинги Overweight (избыточный вес), Equalweight (равный вес) и Underweight (недостаточный вес).
Например: Северсталь (Покупать. Целевая цена: 1500 руб./ +42%). Это означает, что аналитики рекомендуют покупать бумагу, предполагая, что она вырастет на 42% от нынешних уровней до целевой цены в 1500 руб.
Как определяют целевую цену
«А объясните, почему вы так решили?» Для построения прогноза используют различные финансовые модели: анализ дисконтированных денежных потоков (DCF), дисконтирование дивидендов (DDM), сравнительную оценку различных финансовых мультипликаторов компании (P/E, EV/EBITDA и пр.) и другое. Они позволяют изучить финансовые и производственные показатели компании и оценить потенциальную справедливую стоимость ее бумаг. Можно сказать, что реальная рыночная цена сегодня стремится к справедливой целевой цене и может достигнуть ее в определенный момент в будущем.
При расчете моделей аналитики делают различные допущения и строят прогнозы в том числе на оценочных суждениях. Это значит, что анализ разных специалистов будет отличаться в зависимости от полученных данных и проведенных расчетов. Среди примитивных вариантов расчета целевой цены — умножение прогнозируемой прибыли на акцию (EPS) на мультипликатор P/E. Например, если EPS равна $4, а коэффициент P/E — 20x, то целевая цена достигнет $80.
Чтобы понять, сколько именно может стоить одна бумага, нужно разделить будущую справедливую стоимость компании на количество ее акций. Общее число бумаг является доступной информацией. А вот грамотно оценить эмитента как раз должны аналитики.
Таргет ниже реальной цены. Что это значит?
«Ваш таргет отстал, акции уже стоят дороже. Как это произошло? Почему вы его не меняете?» Целевая цена не меняется мгновенно, но с определенной регулярностью она пересматривается аналитиками. Эта процедура, как описано выше, требует анализа и расчетов — пересмотр происходит не за один день. Таргет может быть ниже актуальной рыночной стоимости — по разным причинам. Например, это может означать, что на сегодняшний день акции переоценены. Соответственно, если таргет выше рыночной цены, то можно считать бумагу недооцененной.
Важно отметить, что таргет не отражает «рыночные эмоции» и психологию участников: например, если акция начнет рост на слухах, то целевая цена не учтет это. Таргет — долгосрочная история, основанная на фундаментальных показателях, а не на инфошуме.
Также таргет может «отставать» от реальной цены, если случились значимые корпоративные события, которые нельзя было заранее предсказать, внезапно произошли непредвиденные изменения в экономике и т.д.
У разных инвестдомов разные таргеты одной акции. Что это значит?
«У вас в БКС целевая цена Tesla $208, а у разных западных инвестдомов есть и $300, и $89. Как так? И кому верить?» Как уже было сказано, есть разные методики расчетов целевой цены, поэтому неудивительно, что таргеты экспертов различных компаний будут отличаться друг от друга. И иногда расхождения могут быть очень заметны: среди зарубежных аналитиков есть как те, кто рекомендует продавать бумаги Tesla, так и те, кто рекомендует их покупать.
Именно поэтому существуют консенсус-таргеты — усредненные значения. Чаще всего это значит, что целевые цены приводятся к медианному значению, то есть сильные перевесы в любую сторону будут исключены из выборки. Консенсус позволяет проследить общее настроение относительно определенной бумаги и определить ее потенциал, на который рассчитывают эксперты.
Кроме того, если инвестор доверяет мнению определенных аналитиков, он сможет сравнить их оценку со средней по рынку. Инвесткомпании обычно публикуют свои консенсус-таргеты вместе с аналитическим обзором. Целевые цены акций российских компаний от аналитиков БКС Мир инвестиций и консенсус-прогнозы по американским акциям можно посмотреть тут.
Какова точность таргета
«Вы говорили, что цена будет 1500 руб., а она всего 1200. Почему стоимость не достигла «обещанной»?» Слово «обещанной» неспроста взято в кавычки — нужно помнить, что аналитики ничего не обещают. Они прогнозируют возможный расклад в будущем, который может стать ориентиром, но полагаться только на него — некорректный подход. В мире не существует инвестдомов, которые дают 100% точный прогноз в 100% случаев — иначе и рынка бы не существовало.
Ошибаются даже признанные гуру: в 2011 г. миллиардер Уоррен Баффет начал инвестировать в корпорацию IBM, вложив в нее более $10 млрд. Позже, во время повсеместного перехода к облачным технологиям, компания отстала от тенденции, и Баффет распродал большую часть своей доли. Это было в 2017–2018 гг.: на момент продажи бумаги IBM стоили на 18% дешевле, чем были куплены.
Еще один промах Баффета связан с сетью розничных супермаркетов Tesco. В одном из своих писем акционерам миллиардер отмечал: «Стыдно признаться, но мне следовало бы продать акции Tesco намного раньше. Я совершил большую ошибку, протянув время». Это стоило $444 млн убытка его компании Berkshire Hathaway. Таргеты — дополнительный инструмент в принятии решений. Он позволяет увидеть на рынке недооцененные и переоцененные бумаги, а также понять, куда может двигаться актив из вашего портфеля в будущем: вверх или вниз. В каждом случае стоит изучить вопрос глубже и ознакомиться с отчетами и исследованиями, которые дадут более полную картину об интересующих вас акциях и эмитентах.
Присоединяюсь к позитивным отзывам. С этим брокером прошел через многие взлеты и падения на рынке. Благо, не слился, и во многом это заслуга NPBFX. Когда компания работает по модели без конфликта интересов, даже в сложные моменты она не подведет....