Для торговли на бирже должны быть покупатели и продавцы, то есть наполненный биржевой стакан. А если акцию N сегодня никто не хочет покупать, но все хотят продать? Для решения таких проблем и существуют маркетмейкеры. Кто такие маркетмейкеры? Это участники рынка, готовые покупать или продавать биржевые активы на постоянной основе. Их главная задача — создание спроса и предложения.
Маркетмейкерами являются профессиональные участники торгов, заключающие договор с биржей о поддержании цен по разным финансовым инструментам на определенном уровне. Их деятельность в России регулируется законом «Об организованных торгах». Биржи выставляют жесткие требования, чтобы маркетмейкеры не имели возможностей для манипуляций.
Маркетмейкерами бывают крупные банки, инвестиционные компании и фонды, а также брокеры. В списке маркетмейкеров на Московской бирже сейчас 3152 имени. У СПБ Биржи также есть свой список.
Функции маркетмейкера
Среди ключевых обязанностей маркетмейкеров обычно выделяют следующие:
- удерживать котировки в определенном диапазоне
- обеспечивать ликвидность
- предотвращать разрыв цен
- поддерживать объемы торгов на бирже.
Маркетмейкер сразу выставляет заявки и на покупку, и на продажу. Его можно назвать посредником между покупателем и продавцом. В наиболее ликвидных инструментах и там, где есть маркетмейкер, скорее всего, ваша сделка будет именно с ним. Маркетмейкеры играют огромную роль в ситуациях, когда на рынке преобладают покупатели или продавцы. Например, вышла негативная новость, которая обрушивает котировки компании. Инвесторы скопом начинают продавать, и в этот момент на сцену выходит маркетмейкер — он обязан дать заявки на покупку. И наоборот: когда акция растет и никто не продает, он обязан выставить заявки на продажу.
Да, маркетмейкер несет убытки от невыгодных сделок, когда цена сильно растет или падает. Его главная задача — балансировать спрос и предложение и поддерживать ликвидность, а не зарабатывать деньги. Помимо создания ликвидности в акциях, маркетмейкеры увеличивают доступность и привлекательность ценных бумаг. Также с их помощью создается цена открытия при старте торгов.
Зачем им это
Маркетмейкеры тоже зарабатывают на рынке, для этого у них есть несколько вариантов.
- Спреды. Между ценой покупки и продажи есть некоторая разница — спред, маркетмейкеры получают доход в виде этой разницы, так как имеют разнонаправленные позиции и совершают сделки как с покупателями, так и с продавцами.
- Биржа платит маркетмейкерам, обычно небольшую долю тех комиссионных, которую получает сама.
- Для того чтобы объемы торгов соответствовали биржевым стандартам, маркетмейкер получает данные о биржевом стакане — список всех заявок на покупку и продажу, где отражены их цены. Они также видят отложенные ордера (стоп-заявки). Все эти данные можно использовать для построения алгоритмов и прибыльных сделок на объемах.
- Для дополнительного снижения рисков маркетмейкеры используют арбитраж — то есть, зарабатывают на разнице котировок с разных бирж или разных инструментов с одним активом (фьючерсы на акции и сами акции). Также при резких скачках цен маркетмейкер может увеличивать позицию, но оказаться в убытке — позже он может усредниться и реализовать актив, когда стоимость нормализуется.
Коротко
- Маркетмейкеры — профессиональные участники торгов, заключающие договор с биржей. Их основная задача — поддерживать ликвидность и наполнять стакан цен.
- Маркетмейкеры поддерживают стабильность в любой рыночной ситуации, поэтому их наличие на бирже благоприятно для инвесторов.
- Профучастники зарабатывают на вознаграждениях от биржи, арбитраже и спредах.
На сегодняшний день с KIEXO заработал более 2000 долларов. Распоряжаться прибылью на счету могу свободно, я спрашивал про это у своего...