В 70-х годах прошлого века Британия оказалась в очень сложной экономической ситуации. Она была вызвана, помимо всего прочего, накоплением огромных задолженностей у госкомпаний, препятствовавших нормальному развитию государства. В столь непростой ситуации во главе Соединенного Королевства встала Маргарет Тэтчер. Именно при ней был запущен процесс приватизации подобных госкорпораций, напоминают аналитики Cauvo Capital.
«Железная леди» позволила большим компаниям переходить из государственной собственности в частную. При этом она выставила им всем одно условие: у страны должны сохраниться рычаги влияния на работу фирм, а также право влиять на самые важные решения. В числе таких находились и предприятия из сферы обороны, а также стратегических отраслей, над которыми правительство стремилось сохранить контроль.
В дальнейшем ряд других стран тоже столкнулся с проблемами схожего характера и начал пользоваться тем же методом, впоследствии названным «золотой акцией». Это имя для права страны или госкомпании на вынесение окончательного вердикта при решении вопросов, связанных с управлением перешедшей в приватный сектор фирмой.
Наличие «золотой акции» не дает собственнику каких-либо прав на имущество, но предоставляет возможность высказываться о решениях, принимающиеся относительно важнейших вопросов, отмечают в cauvocapital.com. В фирмах, где участвуют инвесторы из других стран, власти или правительственные структуры в большинстве случаев не могут голосовать: в подобной ситуации «золотая акция» позволяет ветировать решения, которые уже были приняты.
В большинстве случаев права, имеющиеся у владельцев «золотой акции», указываются в уставе компании. Ее обладатель может влиять на вопросы, связанные со сменой организации фирмы или ее упразднением, пересмотром уставного капитала, устава или иной документации, а также большими сделками.
Примеры применения «золотой акции» в разных государствах
На территории Бразилии в первой половине 90-х годов прошлого века стартовал переход госпредприятий в частную собственность, среди которых оказалась и Embraer, занимающаяся производством самолетов. У властей этого государства сохранилась «золотая акция», позволяющая ветировать большие соглашения авиастроительной фирмы.
Например, в 2018-м Embraer и Boeing заключили договор о формировании СП. Но для того, чтобы принять окончательное решение по этому вопросу, стороны были вынуждены обратиться к бразильскому правительству за одобрением. В конечном итоге соглашение сорвалось, но уже по инициативе Boeing.
В последние годы прошлого века немало фирм было приватизировано и в Европе. В процессе этого власти многих государств сохранили у себя «золотые акции». Например, у властей Великобритании есть такое право в Управлении аэропортов Великобритании, а у правительств ФРГ и Франции – в Volkswagen и Elf Aquitaine соответственно.
Но в первые годы этого века высший арбитраж Европейского Союза вынес решение, объявляющее использование странами «золотых акций» противозаконным, поскольку это позволяло властям вмешиваться в решения, принимаемые приватными фирмами. Такая практика противоречит принципу ЕС о свободном движении капитала.
Одна из самых недавних историй применения «золотой акции» связана с Узбекистаном, отмечают Cauvo Capital отзывы. В 2022-м в этой стране было упразднено право властей на использование таких инструментов в частных фирмах. Соответствующий законопроект был подписан главой государства Шавкатом Мирзиеев. Этот шаг должен был привлечь больше внимания к приватизируемым активам со стороны крупных инвесторов. Также узбекские власти отметили, что в их стране «золотая акция» не использовалась более десятилетия.
На сегодняшний день с KIEXO заработал более 2000 долларов. Распоряжаться прибылью на счету могу свободно, я спрашивал про это у своего...