Переживающие о 4% снижении BTC в октябре и трех месяцах подряд снижения, должны сравнить эту динамику с падением традиционного рынка. Прошлый месяц был худшим для Уолл-Стрит со времен финансового кризиса 2008 года. Индекс Nasdaq потерял 9.2%, промышленный индекс Доу-Джонса 6.9%, S&P 500 снизился на 5.1%. Более рискованные рынки вроде технологических акций и развивающихся рынков пострадали особенно сильно.
В рамках крипто рынка месяц было ужасно скучен. Можно прийти к выводу, что BTC привлекает спрос на безопасность, однако едва ли его покупают для таких целей. Всплеска транзакций в прошлом месяце не было.
Хотя явно есть новый спрос на BTC со стороны стран вроде Венесуэлы, однако волны спроса на актив в качестве безопасного убежища против политических и экономических проблем явно не было. Тогда откуда такая стабильность? Можно предположить, что это отражение изменения природы инвестирования в биткоин, делящейся на спекулянтов и “ходлеров”.
Спекулянты, рулившие рынком в прошлом году и толкнувшие эталонную криптовалюту к $20,000, давно ушли. Ходлеры же никуда не уходили, их едва ли беспокоит переполох на рынке. Многие даже риски свои оценивают без привязки к доллару. Крупные кошельки были без движения, спекулянты и случайные инвесторы перестали влиять на рынок, стал восстанавливаться естественный спрос на криптовалюту в качестве средства для платежей, что и поддержало рынок в текущем стабильном состоянии.
Что если ситуация выйдет из-под контроля? Что если случится повторение кризиса 2008? Станут ли ходлеры продавать свои биткоины? Усложняет этот вопрос появление целого ряда новых бирж, кастодиальных услуг и торговых платформ, которые могут привести на этот рынок крупные финансовые институты. В ближайший год биткоин получит существенные вливания новых средств, однако как именно эти деньги повлияют на рынок, никому неизвестно.