Когда глава ФРС Бен С. Бернанке, глава Pimco Мохаммед Эль-Эриан и Economist говорят, что мы должны беспокоиться о чем-нибудь, мы обычно начинаем беспокоиться.
В данный момент они предупреждают о надвигающейся "финансовой скале" - сокращение расходов и повышение налогов, которые вступят в силу с 1 января, если только Конгресс не вмешается.
В марте Бюджетное управление конгресса США посчитало, что "финансовая скала" приведет к изъятию из экономики $388 млрд. в фискальном 2013 году, что примерно равняется 2,5% от всего национального продукта.
Это в свою очередь может сказаться на экономическом росте, повысив уровень безработицы сильнее, чем он мог бы быть в противном случае. Экономист Morgan Stanley Дейвид Гринлоу полагает, что "финансовая скала" может сократить ВВП на 1%.
Но нас это не очень беспокоит. Есть причины сомневаться в том, что Конгресс позволит "скале" материализоваться, а также в том, что то, что все-таки случится, будет слишком разрушительным. Фактически, выгоды от ужесточения могут даже перевесить его недостатки.
Ярким примером последнего могут служить льготы по налогу на зарплату (неучтенные в отчете Бюджетного управления). В феврале Конгресс продлил срок действия льгот, а также действие льгот по пособиям по безработице. Завершение срока действия льгот отрицательно скажется на работающих семьях, а также ограничит потребительские расходы, но их дальнейшее продление приведет к истощению фондов социального страхования.
Стабилизация ситуации на рынке труда также сокращает необходимость в дополнительных пособиях по безработице. Напротив, они могут даже ослабить стимул к поискам рабочих мест.
Отчет Бюджетного управления (где говорилось о потенциальном изъятии из экономики $388 млрд.) предполагает истечение к тому моменту всех временных изменений в налоговом законодательстве. Однако при этом можно предположить, что независимо от состава Капитолия, Конгресс, скорее всего, продлит срок действия альтернативного минимального налога (в размере $89 млрд.).
Также еще одна из статей экономии, которую Конгресс может оставить, это снижение зарплаты терапевтам по программе Medicare.
Все эти соображения позволяют сделать вывод, что размер "финансовой скалы" может сократиться до $280 млрд., полагает экономист Deutsche Bank Джозеф Лаворна. Но даже и эти цифры могут оказаться завышенными.
По подсчетам Бюджетного управления (CBO) истечение срока действия такой меры как ускорение оборачиваемости капитала для бизнеса может привести к увеличению налогов еще на $45 млрд. По мнению Лаворна, это не совсем верно, так как далеко не каждая компания смогла воспользоваться данной льготой.
Многие экономисты полагают, что ускорение оборачиваемости в качестве экономического стимулирования оказало относительно скромное влияние на доллар США, таким образом, сворачивание данного стимулирования может сказаться на росте значительно слабее, чем какие-либо иные меры. Возможно, имеет смысл позволить капиталу распределяться в соответствии с рыночными сигналами, а не с налоговыми преимуществами.
Итак, размер "скалы" уже уменьшился до $235 млрд. От этой суммы самая большая доля ($102 млрд.) связана с завершением срока действия налоговых льгот от Буша. Здесь серьезные обсуждения можно ждать только по льготам для налогоплательщиков с высокими доходами. Президент Обама поддерживает сохранение льгот для среднего класса и граждан с низкими доходами, так что в случае его повторного избрания они, скорее всего, будут оставлены. Митт Ромни, конечно захочет, чтобы налоговые льготы от Буша (или что-то вроде них) сделали постоянными. Таким образом, это вопрос может остаться нерешенным до ноября, пока президент и Конгресс не договорятся.
Итак, от "скалы" осталось $133 млрд., и эта сумма в основном состоит из льгот по налогам, таким как льготы на биодизельное топливо ($1.1 млрд.). Если они истекут, туда им и дорога.
Остается сокращение расходов на $60 млрд. в результате "секвестра", учитывая уже известные автоматические сокращения в рамках соглашения о долговом потолке, достигнутого в прошлом году. Этот вопрос, без сомнения, является спорным. Республиканцы в палате представителей уже пытаются спасти расходы на оборону, а демократы обвиняют их в том, что это будет сделано за счет социальных программ. Однако вряд ли Сенат безоговорочно согласится с любым законодательным актом палаты представителей. В любом случае цифра в $60 млрд. не слишком существенна для $15.4-триллионной американской экономики.
Наилучшим решением могла бы стать "великая сделка", которая включала бы в себя реформирование налогового кодекса и социальных программ, что постепенно вернуло бы страну к устойчивому долгосрочному росту. К сожалению, это также наименее вероятный исход. Нас ждет некоторое финансовое ужесточение и впечатляющая политическая борьба. Однако в итоге реальная угроза экономическому росту может оказаться менее существенной, чем представляется в данный момент.
Присоединяюсь к позитивным отзывам. С этим брокером прошел через многие взлеты и падения на рынке. Благо, не слился, и во многом это заслуга NPBFX. Когда компания работает по модели без конфликта интересов, даже в сложные моменты она не подведет....