Среди зелёных холмов страны Басков располагается молодая компания под названием Industria de Turbo Propulsores (ITP), производящая газотурбинные двигатели низкого давления, которые используются в пассажирских самолётах во всём мире.
Мало кто знает о том, что такой завод находится в Испании, как и о том, что страна является седьмым по величине в мире производителем машинного оборудования.
ITP является одним из объяснений того, как Испании удалось сохранить свою долю в мировом экспорте (1,8%) на прежнем уровне за последние десять лет на фоне стремительного роста китайского экспорта и сильного евро, в то время как Франция, Италия, Великобритания, США и Япония "вылетели из лиги". Испания всегда шла наравне Германией, но не за счёт продажи апельсинов и оливок.
Как заявил исполнительный директор ITP Карлос Алзола, компания является чистым экспортёром: она не имеет клиентов в пределах страны.
Предприятие, частью которого владеет Роллс-Ройс, производит треть двигателей как для Airbus A380 superjumbo, так и для Boeing's 787 Dreamliner.
Как большинству испанских менеджеров, господину Алзола приходится сочетать затраты на заработную плату, равные тем, что в Германии, и производительность, которая ниже немецкого уровня. "Мы, безусловно, утратили конкурентоспособность против Германии за последние 15 лет", - заявил Алзола.
Сейчас эта история широко известна. После того, как была создана еврозона, Германия понизила заработные платы, в то время как Испания стала жертвой инфляционного кредитного пузыря - La Burbuja, который был вызван реальным снижением процентных ставков до -2% ( установленных Франкфуртом), которые оказались слишком низкими для богатой быстро-растущей экономики.
В результате затраты на рабочую силу выросли на 30% по сравнению с Германией, хотя в целом статистика была недостоверной. На момент вхождения Испании в состав еврозоны ставка была слишком низкой для страны, чего нельзя сказать о Португалии, для которой она была слишком высокой.
Но дьявол кроется в деталях. В исследовании Наташи Вала из Goldman Sachs сообщается, что Испания сильнее остальных стран еврозоны склонна к "ценовой неэластичности" экспорта, показатель которой составляет 60 пунктов. Для сравнения в Германии он составляет 59, во Франции - 55, в Италии - 53, в Греции - 50, а в Португалии - 48.
Разумеется, ITP не сильно пострадала от кризиса. Компания урезала расходы и частично заморозила заработные платы, однако в настоящий момент она готова к запуску инвестиционной программы, целью которой станет удвоение объёма продаж к 2015 г. ITP строит завод в Мексике, чтобы хеджировать затраты в производстве там, где контракты заключаются в долларах. Господин Алзола заявил, что евро равный $1.20 вместо $1.36 намного облегчил бы положение дел, но компания должна проводить основной объём инженерных работ в родной стране.
В Мадриде группа компьютерной логистики Indra недавно совершила невозможное. Эта компания, которая поставляла электронную систему голосования для выборов мэра в Лондоне, не только осуществляла контроль над воздушным пространством Германии, чем несказанно удивила Ангелу Меркель, но и выиграла контракт на управление 80% воздушного транспорта Китая из центров управления в Ченгду и Сиань.
Зарубежные продажи компании Indra выросли на 1/10, что составило 40% от общего числа продаж, в то время как испанские продажи упали на 3%, что тем не менее позволило сохранить доход на докризисном уровне.
С точки зрения антропологии можно было бы сказать, что Испания вновь переживает период 14-го столетия, когда страна считалась самым динамичным обществом в мире. Испанские шеф-повара котируются во всём мире, испанские спортсмены побеждают в соревнованиях. Даже это тяжёлое испытание в виде сменяющих друг друга спадов и подъёмов свидетельствует о том, что страна переживает активный рост сродни тому, что был в 1630 г. в Голландии или в 1720 г. в Англии.
Единственное, о чём следует беспокоиться - это о сокращении числа рабочей силы.
В 2007 г. дефицит текущих операций в Испании оказался вторым после США. Он снизился с 10% до 4% от ВВП, что является разительным контрастом по сравнению с Португалией, где спад носит структурный характер. Это объясняется тем, что в стране был зафиксирован уровень сбережений, характерный больше для азиатских стран, что в итоге помогло Испании пережить госдолг в размере 300% от ВВП.
Известно, что темпы роста капитала достигли 30% от ВВП за период активного роста. Несмотря на то, что львиная доля была потрачена на строительство, машинное оборудование и инфраструктура также стоили немало. Но это можно считать реальным вложением денег на будущее, чего нельзя сказать о Греции и Португалии.
Однако радоваться пока рано. За Испанией долг в размере €300 млрд., безработица застряла на уровне 20%, на рынке жилья 1 млн. непроданных домов.
Резкое снижение экономических показателей в Китае, а также рецидив США-ЕС сильно усложнят ситуацию, к тому же всегда есть риск, что терпение Германии лопнет, механизм оказания финансовой помощи будет признан неэффективным. Пока же Испания имеет все шансы на выживание.
И если раньше существовали серьёзные опасения по поводу того, что кризис в Греции и Ирландии может распространиться на всю еврозону, и следующим, кто обратиться за помощью станет Португалися, то сейчас такая угроза становится всё менее и менее вероятной.
Это не означает, что зияющая пропасть между северной и южной частями еврозоны восстановлена или что монетарный союз доказал свою жизнеспособности без финансовых трансфертов и образования долгового союза или то, что такой политический союз может называться демократически здоровым и подконтрольным, если такое возможно в принципе.
Однако, те, кто считает, то Испания спровоцирует крах евро, глубоко заблуждаются.
Начинал с центовика обкатывал свою ТС. Потом закинул $4K. А знакомые вообще серьезными суммами торгуют в NPBFX. Один из них уже 5 лет держит на счете более $80 000!! От них и узнал о брокере. Исполнение отличное даже при большом объеме. Я пока...