Меня всегда поражало, что в японских книжных магазинах есть не только секции, посвященные землетрясению, но и целые ряды заголовков, связанные с тектоническими сдвигами. Однако после разрушительного землетрясения в пятницу я это понимаю.
Землетрясения занимают сложное место в японской психике. Существует местное поверье, что сдвиг тектонических плит может сопровождаться серьезными событиями на земле.
В 1855 году землетрясение, уничтожившее большую часть Токио, совпало с окончанием периода правления Токугава, во время которого Япония в течение двух столетий находилась в изоляции. Усилия по восстановлению после разрушений в 1923 году совпали с ростом японского милитаризма. Трагедия в Кобе в 1995 сопровождалась окончанием послевоенного промышленного бума в Японии и очередным приходом дефляции.
Может ли это последнее бедствие тоже стать сигналом исторических перемен?
Экономист Нуриэль Рубини заявил, что землетрясение произошло в "самое неподходящее время", в то время, когда Япония пытается сократить свой массивный долг. И все же давайте поговорим о трех потенциальных "лучиках света" в этом темном царстве стихийного бедствия.
Во-первых, это землетрясение стало сигналом тревоги. Японию лихорадило долгие годы на фоне дефляции, стагнации роста зарплаты и увеличения госдолга, который превысил уровень ВВП. Даже после того, как экономика Китая в 2010 году заняла место Японии как второй по величине экономики, а агентство Standard & Poor's понизило японский рейтинг в январе, официальные представители Токио продолжали бездействовать.
За несколько дней до землетрясения японские политики показали себя во всей красе. Министр иностранных дел Сеидзи Маехара, который считался потенциальным преемником действующего премьер-министра, был вынужден уйти в отставку. Оказалось, что фонд его политической поддержки с 2005 года получил 250,000 yen от гражданки Южной Кореи, проживающей в Японии. К утру пятницы перед землетрясением оппозиция уже "рыла" компромат на премьер-министра Наото Кана.
"Шоковая доктрина"
Оставаться столь расслабленными и рассеянными больше невозможно. Японским лидерам придется засучить рукава и взяться за восстановление страны после одного из самых сильных землетрясений за всю историю. И при этом они не могут позволить себе роскошь крупных кредитов. Как говорит Рубини, соучредитель Roubini Global Economics LLC, "подобный шок" усложняет процесс сокращения крупнейшего в мире госдолга.
Однако, если Япония проявит немного политической воли, подобный шок может ей даже помочь, судя по тому, что писала Наоми Кляйн в своей книге 2007 года под названием "Шоковая доктрина". В своем труде Кляйн цитировала идеологов свободного рынка, которые говорили о том, что кризисы вызывают быстрые и необратимые изменения в различных странах по всему миру. Таким образом, возможно, судьба дала Японии шанс реализовать эту доктрину.
Япония может выиграть от этого бедствия, так как впоследствии оно стимулирует развитие предпринимательства, повысит конкурентоспособность и вынудит упорных бюрократов, управляющих этой нацией, начать меняться. В течение нескольких лет ученые мужи говорили о том, что только серьезный кризис способен вызвать изменения в данной стране. 11 марта шок произошел, и властям осталось только действовать.
Связи с Китаем
Во-вторых, есть шанс помириться с Китаем. Япония уже сблизилась с Южной Кореей, и экономические выгоды от сотрудничества помогают им преодолевать обиды по поводу колониального прошлого.
И сейчас оперативное предложение помощи и выражение сочувствия жертвам землетрясения со стороны Китая может помочь снизить напряженность между этими странами. Мало что в состоянии заставить власти Токио и Пекина забыть об экономических, территориальных, военных и исторических разногласиях. Но это как раз тот случай.
Подобное выражение солидарности со стороны Китая резко контрастирует с жесткой риторикой последних 6 месяцев. За этот период мы видели антияпонские демонстрации в китайских городах, отказ от туристических поездок в Японию, отмену некоторых дипломатических миссий и введение норм экспорта редкоземельных металлов.
Рабочие отношения
Если Азия планирует усилить сотрудничество внутри региона, лидеры Японии и Китая должны установить между собой сносные рабочие отношения. И землетрясение дает им шанс начать все заново. Будем надеяться, что оно сможет стать катализатором масштабного потепления отношений.
В-третьих, стимулирование доверия внутри Японии. В последние дни после землетрясения китайские издания перешли от критики Японии к обсуждению того, что полезного китайцы могут почерпнуть для себя, наблюдая за быстрой реакцией местных властей и организованным поведением ее людей.
Это веский довод. Несмотря на то, что говорить об итогах спасательной операции пока рано, Японии уже есть чем гордиться, начиная с того, как местные строения выдержали разломы тектонических плит, и заканчивая отсутствием мародерства и социальной нестабильности. Японцы проявили себя как высоко цивилизованная, стабильная и морально устойчивая нация.
Жесткие правила строительства, тренировки и уроки землетрясения в Кобе 1995 года, когда погибло более 6000 человек, возможно, спасли тысячи жизней сегодня.
Светлое будущее
Конечно, проблем будет много. Самая насущная - необходимость избежать самой страшной ядерной катастрофы не менее чем за 33 года.
Да и итак уже непопулярный премьер-министр Кан не слишком себя проявляет. Информация из его кабинета поступает скудная, а иногда и просто противоречивая. Кан уже стоял на пороге отставки до землетрясения и то, как он поведет себя в ближайшие дни, решит его политическую судьбу.
Но и в это время разрухи и неопределенности Япония показывает, что может хорошо функционировать на многих уровнях независимо от правительства. Да, это страшное и печальное время. Однако это также время взглянуть вперед в более светлое будущее. Хочется верить, что страна уже находится на пути к нему.
Начинал с центовика обкатывал свою ТС. Потом закинул $4K. А знакомые вообще серьезными суммами торгуют в NPBFX. Один из них уже 5 лет держит на счете более $80 000!! От них и узнал о брокере. Исполнение отличное даже при большом объеме. Я пока...