В 1990 г. Япония являла собой экономическую парадигму для всего мира. Темпы ее роста превосходили экономики других ведущих стран. Ее автопром и индустрия электроники заставляли весь мир краснеть от стыда за собственную продукцию. Ее банки также были настроены на доминирование. Экономисты с уверенностью предсказывали, что через десять лет Япония будет оспаривать у США титул крупнейшей экономики мира.
Однако, переведя часы сразу на два десятилетия вперед, мы обнаружим совершенно иную картину. Экономика Японии по величине равняется лишь одной трети экономики США; более того - Китай уже оттеснил ее на третье место. Вместо рекордных темпов роста Страна восходящего солнца демонстрировала жалкий прирост в среднем на 1% в 1990-е, и не улучшила свои показатели в 2000-е. Так в Японии наступило "потерянное десятилетие", быстро превратившееся в два, и нет убедительных доказательств того, что ей удастся избежать третьего.
На прошлой неделе по стране нанесли сокрушительный удар землетрясения и цунами, переведя на новый уровень процессы медленного разрушения, нарушившие ранее экономическое развитие Японии. В 1992 г. здесь лопнул надутый долговыми проблемами пузырь активов, что подкосило банковскую систему. Власти не позаботились о приведении балансов к нормальным уровням, допустив, чтобы банки продолжали ковылять с большим трудом. Тем временем национальные компании вынуждены были конкурировать с "бюджетными" азиатскими соперниками.
Зависимость Японии от экспорта, в которой так долго крылся секрет ее успеха, теперь стала для страны ахиллесовой пятой, поскольку внутренний спрос оказался не в состоянии компенсировать недостачу экспорта. Вместе с замедлением экономики пришла и дефляция, и падающие цены стали сдерживать инвестиции и повышать относительную стоимость кредитования.
На данный момент долговая нагрузка правительства более чем вдвое превышает объем национального производства, и страна продолжает оставаться запертой в ловушке дефляционной спирали.
Ситуацию усугубляет демографическая проблема Японии, население которой стремительно стареет. Как ожидается, к 2050 г. численность населения сократится со 127 млн. до чуть более 100 млн., вынуждая экономику обслуживать расходы на здравоохранение и пенсионное обеспечение силами все более сокращающегося трудоспособного населения.
А теперь самое разрушительное землетрясение добавит японцам новых проблем. По оценкам Credit Suisse, нынешний катаклизм может обойтись стране экономическими убытками в размере $171 млрд., что составляет 3% от ее национального ВВП.
Хотя мало кто предсказывает Стране восходящего солнца коллапс, который отбросит ее в рецессию, тем не менее, экономисты Royal Bank of Scotland предупреждают, что дефицит атомной энергии может "болезненно ударить по деловой активности"; период "национальной скорби" снизит потребление; фондовые рынки могут упасть, а доходность по госдолгу - вырасти, что обусловит подорожание программ реконструкции.
Эффекты для экономики могут оказаться в целом сходными с последствиями землетрясения 1995 г. в Кобе, хотя эксперты Credit Suisse надеются, что размеры ущерба окажутся вдвое меньше, поскольку на этот раз урон был нанесен экономически менее значимым регионам.
В 1995 г. никто не верил, что спад благосостояния Японии будет чем-то большим, нежели чем временным явлением, однако базовые тренды экономики оказались могущественнее сил природы. Непосредственно после событий в Кобе темпы роста резко упали, после чего так же резко восстановились благодаря программам восстановления и реконструкции, обеспечившим эффективные фискальные стимулы. Но снова встав на рельсы развития, экономика опять медленно покатилась по наклонной плоскости.
RBS прогнозирует повторение этой ситуации, в связи с чем понижает прогноз роста на 1-е полугодие, но ожидает во 2-м полугодии "повышательное давление в сфере госинвестиций в реконструцию".
Однако на этот раз тут есть о чем побеспокоиться. Как пишет Такудзи Окубо, главный экономист Societe Generale, ослабленное состояние экономики предполагает, что власти смогут выделить на ликвидацию последствий лишь третью часть чрезвычайного бюджета, оставшегося после Кобе и составляющего Y3 трлн. И тогда правительство не рассматривало, как сейчас, повышение потребительского налога.
Могут неожиданно выйти на сцену и другие факторы. Госдолг Японии на 98% финансируется за счет внутренних средств. Дальнейшие заимствования, обусловленные потребностью в смягчении эффектов бедствия, могут проходить "в духе военных займов", считает Стивен Кинг, главный экономист HSBC. общественность и компании уже в массовом порядке репатриируют наличность для восстановления страны. Деньги уже текут в Японию мощным потоком, оказывая давление на курс йены.
Укрепление национальной валюты окажется разрушительным для национальных экспортеров, и это может негативно отразиться на экономике. Банк Японии уже предпринял в качестве противовеса встречные меры, удвоив размер программы "деньгопечатания" до Y10 трлн.
Оптимисты надеются, что кризис растормошит страну, дав властям веский повод для претворения в жизнь необходимых реформ. Однако опыт Кобе, а также землетрясения в Ниигате в 2007 г. мало поддерживают эту теорию. Более вероятно, что последствия катастрофы на северо-востоке Японии перечеркнет попытки закрепить успех прошлого года, когда Стране восходящего солнца удалось установить редкий для нее положительный рекорд и продемонстрировать максимальные темпы экономического роста среди стран Б7.
Начинал с центовика обкатывал свою ТС. Потом закинул $4K. А знакомые вообще серьезными суммами торгуют в NPBFX. Один из них уже 5 лет держит на счете более $80 000!! От них и узнал о брокере. Исполнение отличное даже при большом объеме. Я пока...