На прошлой неделе в еврозоне произошли два события, усугубившие кризис в регионе: обращение Португалии за помощью и повышение процентной ставки ЕЦБ. Но это еще не все…
На данный момент все обозреватели сосредоточились на показателях госдолга в Европе, считая его корнем всего зла. Эти показатели действительно впечатляют.
В Греции отношение долга к ВВП превышает 140%. Страна не в состоянии провести коррекцию посредством жесткой бюджетной дисциплины. Она поймана в долговую ловушку, единственными выходами из которой являются инфляция (что невозможно, если вы входите в состав еврозоны), либо дефолт, либо спасательная операция.
В случае с евро большинство вещей оказывается не совсем тем, чем кажется. Это применимо и к финансовой помощи, оказанной Греции и Ирландии, а теперь предложенной и Португалии. По сути дела эта помощь представляет собой кредит под высокий процент. Если это и лекарство, то от другой болезни.
Фундаментальной проблемой периферийных государств еврозоны является не отсутствие ликвидности, а неплатежеспособность. На каком-то этапе Греции придется объявить о дефолте по своим долгам или попытаться получить прощение кредиторов - либо покинуть состав еврозоны.
Долговые проблемы серьезно заявляют себя и в других странах. Так, в Италии отношение долга к ВВП составляет около 120%. Собственно, пока стране удавалось оставаться в стороне от эпицентра кризиса, отчасти потому, что держателями ее госдолга преимущественно являются сами итальянцы. Однако если доверие к способности правительства обслуживать свой долг пошатнется, граждане и учреждения не станут сохранять лояльность исключительно из чувства гражданской ответственности.
Кроме того, долг - лишь одна из граней кризиса евро. Есть еще три.
Первый - конкурентоспособность. С момента появления евро, уровень затрат на рабочую силу в Германии почти не изменился, зато на периферии он ощутимо вырос - примерно на 30% в Греции, Испании и Португалии. В результате периферийные страны неконкурентоспособны как внутри еврозоны, так и за ее пределами, что автоматически отсекает перед ними вариант с восстановлением национальных экономик через сильный экспорт.
Второй фактор - рынок недвижимости. В Ирландии и Испании огромный пузырь взвинтил цены в секторе жилья. Хотя с тех пор цены существенно упали, в перспективе им еще светит дальнейшее снижение.
Третий фактор - слабость банковской системы. Любопытно, что ряд наиболее серьезных проблем таится за фасадом оплота финансовой ортодоксии - Германии, где региональные банки под завязку загрузились активами сомнительного качества.
Предположительно, в качестве фундамента, цементирующего основы еврозоны, должна выступать несгибаемая политическая воля. Однако фактически валютному союзу не удалось разработать реально функционирующих политических институтов подобного наднационального уровня. Кроме того, политическая ситуация в ряде член еврозоны резко ухудшилась.
В Португалии и Бельгии нет правительства. В Греции и Ирландии усиливается оппозиция мерам жесткой бюджетной дисциплины. Президент Франции Саркози сталкивается с серьезным противостоянием в гонке за переизбрание - и не в последнюю очередь из-за вновь усилившей свои позиции партии-евроскептика Национальный фронт. В Германии пошатнулись позиции Ангелы Меркель.
И все равно, лекарство, предлагаемое проблемным странам, предлагает собой дозу немецкого аскетизма. Суть его в том, что бюджетные дефициты возможно сократить посредством урезания расходов и повышения налогов, а конкурентоспособность лечится путем снижения издержек и цен.
Однако, в связи с многосторонним характером проблем еврозоны, микстура из депрессии и дефляции чрезвычайно опасна. Меры жесткой экономии снижают совокупный спрос, поэтому они усилят понижательное давление на цены на жилье и ухудшат качество банковских активов.
Теоретически, падение цен и издержек может способствовать постепенному восстановлению конкурентоспособности. Однако падающие цены на жилье увеличивают реальную стоимость долга - как частного, так и государственного - еще больше усугубляя долговой кризис. Значительную часть подобной неразберихи критики валютного союза предвидели еще на заре его создания, однако евро-элиту это не волновало.
Единая валюта должна была обеспечить условия для конвергенции экономик стран-участниц еврозоны. Вместо этого произошла дивергенция.
Она должна была стимулировать активный экономический рост. Однако никакого улучшения базовых экономических показателей отмечено не было, а под ударами мирового финансового кризиса еврозона начала трещать по швам.
Предполагалось, что частный сектор будет благоденствовать, а банки продемонстрируют разумный и ответственный подход. Вместо этого евро обусловил мега-бум на рынке недвижимости, сотрясший и без того слабую банковскую систему.
Сейчас еврозоне необходим в первую очередь устойчивый и сильный экономический рост. Однако эта перспектива представляется реалистичной лишь в Германии и ее ближайших сателлитах. Периферийным же экономикам грозят годы депрессии.
Легко предположить, что все чудодейственные лекарства (они же - различные механизмы поддержки), предлагаемые политиками, являются витаминной смесью из различных букв алфавита, обязательно начинающихся с магической буквы "Е". К ним прилагается целебный бальзам, излечивающий любые болезни и носящий название "политическая воля".
Иными словами: без паники, все путём.
Начинал с центовика обкатывал свою ТС. Потом закинул $4K. А знакомые вообще серьезными суммами торгуют в NPBFX. Один из них уже 5 лет держит на счете более $80 000!! От них и узнал о брокере. Исполнение отличное даже при большом объеме. Я пока...