Джон Хассман, профессор экономики, согласен с мнением растущего большинства: дефолт Греции неизбежен. Он делится некоторыми своими соображениями по этому поводу и прогнозирует, что будет происходить дальше.
По его оценкам, ЕЦБ будет делать все возможное для того, чтобы предотвратить распространение заражения на Италию и Испанию (посредством агрессивной покупки облигаций); также будут введены ограничения на членство в еврозоне и приняты меры по стабилизации банковской системы.
"Итак, Греция объявит дефолт - либо прямо сейчас, либо в течение нескольких месяцев. Ответной реакцией на это событие должны стать три решающих шага: сдерживание дальнейшего заражения в регионе, защита и сохранение евро, и стабилизация банковской системы.
Первое и самое безотлагательное действие: европейским лидерам будет необходимо предотвратить распространение заражения. Как я уже отмечал двумя неделями ранее, наибольшую обеспокоенность в качестве вероятных мишеней вызывают Италия и Испания, однако даже несмотря на их размеры и высокий коэффициент отношения долга к ВВП, не отмечается убедительных признаков дефолта этих государств в обозримом будущем.
В этой связи ЕЦБ будет с готовностью увеличивать объемы покупок долговых обязательств Испании и Италии. Даже ЦБ США, который в соответствии с секцией 14 Закона о Федеральной резервной системе имеет полномочия приобретать иностранный госдолг, мог бы обеспечить существенную стабилизацию ситуации, начав даже чисто символические покупки испанских и итальянских облигаций (с другой стороны, покупка греческого долга была бы расценена как неконституционная мера фискальной политики в связи с высокой вероятностью дефолта этой страны).
Ключевым шагом, способным положить конец распространению заражения, станет четкое определение стран, которые являются абсолютно защищенными, и отказ от манеры вести себя так, словно опасность не угрожает ни одному из государств региона.
Что касается евро, то лучшим способом обеспечить жизнеспособность единой валюты является введение ограничений на членство в еврозоне, которые свели бы число участников валютного союза к странам со сходными макроэкономическими характеристиками, позволяющими им реализовывать единообразную политику бюджетной дисциплины.
Для достижения этой цели не будут полезными ни единый централизованный орган фискальной власти для всей Европы, ни эмиссия евробондов. В Европе слишком сильна экономическая неоднородность и слишком велики культурные различия, что не позволяет государствам региона отказаться от независимой фискальной политики в ущерб собственным национальным интересам. Тем временем "е-бонды" стали бы эффективным субсидированием и предоставлением гарантий со стороны более стабильных стран еврозоны менее стабильным собратьям, что обусловило бы присутствие рисков недобросовестности и фискального безрассудства в масштабах, еще невиданных доселе в развитых странах.
В конечном счете единственным способом обеспечить сохранность евро является удаление из официального валютного блока его финансово нестабильных участников. Периферийные государства Европы потенциально могут перейти к практике привязки обменных курсов своих валют. Конечно, даже привязка валюты может привести к валютному кризису, если фискальная дисциплина будет недостаточно сильна, что мы наблюдали десятилетие назад на примере Аргентины. И тем не менее, для стран вроде Греции и Португалии было бы гораздо лучше вернуться к национальным валютам и привязать их к евро, нежели чем разваливать систему, которая очень хорошо работает для большинства европейцев.
И третьим шагом, безусловно, должна стать стабилизация банковской системы. Лично я в этом вопросе всегда придерживался однозначного мнения: если инвесторы и финансовые учреждения добровольно принимают на себя риски, связанные с получением высокой доходности, они должны быть готовы понести убытки в случае провала таких инвестиций. Почти каждый крупный финансовый институт располагает достаточным количеством акционерного капитала и долговых обязательств для того, чтобы справиться с убытками, не переводя их на своих клиентов и контрагентов. Учреждения, обанкротившиеся в результате ошибочных инвестиций, должны передаваться во временное управление в связи с неплатёжеспособностью и подвергаться рекапитализации уже под новым владельцем.
В любом случае, какие бы средства Европа не вознамерилась задействовать для решения кризиса, они должны быть направлены на пополнение капитала банков (в идеале - уже реструктурированных) и предоставление экстренного капитала Греции, уже объявившей о дефолте. Это в интересах Европы, и это в интересах Греции, потому что сколь бы страстно ни мечталось политикам, что новые пакеты финансовой помощи смогут предотвратить дефолт Греции на ее текущих уровнях отношения долга к ВВП, простая арифметика отказывается подтверждать это. Время для реформ фискальной политики прошло уже много лет назад, задолго до того, как показатели греческого долга взлетели до нынешних высот.
К сожалению, аналогичным образом обстоят дела и в США. Согласно данным Fitch Ratings на 31 июля 2011 г., из $658 млрд., формирующих общий размер десяти крупнейших первичных фондов денежного рынка США, $309 млрд., или 47%, приходятся на долю долговых обязательств, выпущенных европейскими банками. Уровень субординации этого долга неясен, однако можно ожидать, что в случае дефолта Греции подобная сконцентрированная доля участия денежных рынков США в долге европейских банков будет отнюдь не идеальным фактором влияния на доверие инвесторов.
В любом случае, для меня столь активное размещение активов США в европейской банковской системе являет собой ужасающий пример моральных рисков, порожденных сочетанием двух факторов: банковских спасательных операций 2008-2009 г.г. вкупе с европейской регуляторной системой, не требующей от этих банков обладания никаким капиталом для буферизации своих вложений в госдолг Европы, включая греческий. Мы уже имели возможность наблюдать на примере кризиса на рынке жилья, что когда слабая регуляторная система поощряет бесконтрольное использование заемного капитала, а безответственная монетарная политика подхлестывает гонку за высокой доходностью - совокупный результат будет предсказуемо гибельным.
NPBFX мой второй по счету брокер и надеюсь последний. С первым мне как-то не повезло. Были постоянные задержки с выводом профита. Постоянно писал в поддержку и ругался с ними. Повезло еще что удалось вывести депозит обратно. Пару недель занимался...