"Оглядываясь назад, нетрудно было заметить, что рынки становились опасно нестабильны. Германия только что перешла на новую денежную систему, наводнив Европу своими дешевыми деньгами. Греция вступила в валютный союз с Италией и Францией, но он трещал по швам. Государственное регулирование финансовых рынков было ослаблено. Новые технологии изменяли процессы производства и средства коммуникации, позволяя деньгам передвигаться по миру со стремительной скоростью. Эффективные новые производственные мощности переполняли мировые рынки дешевой продукцией, вытесняя старые отрасли промышленности. И когда все эти факторы спровоцировали грандиозный крах, это было абсолютно ожидаемо".
Что это? Пророчество для Лондона, Нью-Йорка и Берлина на 2012 г.? Не совсем. Это - описание Вены в 1873 году, который стал годом одного из величайших за всю историю обвалов. Австрийский рынок рухнул, спровоцировав коллапс по всей Европе, а вскоре следом не менее эффектно подтянулся и Нью-Йорк. Это стало началом фазы, получившей у историков название "Долгой Депрессии" - продолжительного периода волатильности, безработицы и спадов, затянувшегося на эпические 23 года и завершившегося лишь в 1896 г.
Я изучал этот исторический период при написании своей новой книги "Долгая Депрессия: Спад 2008-2031" и обнаружил потрясающие параллели с нашим временем. Объединение Германии и переход к золотому стандарту обусловили бум в немецкой экономике, и дешевые деньги Германии наводнили Европу. Греция только что вступила в Латинский валютный союз, являвшийся неудачной попыткой унификации нескольких европейских валют в единую валюту. Государство не контролировало деятельность банков, и отчасти это было причиной огромного количества немецких денег, инвестированных на Венской бирже. Изобретение телеграфа ускорило скорость связи, что позволило европейскому обвалу незамедлительно перекинуться на Нью-Йорк. В США шли процессы индустриализации, трансформирующие мировую экономику - что очень напоминает Китай на протяжении последнего десятилетия.
Сочетание всех этих факторов и спровоцировало грандиозный пузырь, за которым последовал еще более грандиозный взрыв. Обусловленный этими событиями спад - хотя подобные вещи сложно измерить с точностью - продолжался свыше двух десятилетий. Если после обвала 2008 г. мы вошли в фазу аналогичного спада, это означает, что он может продлиться до 2031 г.
Конечно, исторические параллели никогда не бывают дословными. Мы не воспроизведем в точности депрессию 1873-1896, и текущий спад совсем необязательно затянется на такой же период. И тем не менее, этот эпизод истории гораздо поучительнее Великой депрессии 1930-х. Вот 5 ключевых уроков, которые нам стоит извлечь.
Во-первых, депрессии могут продолжаться очень долго, и если их истоки кроются в долговом пузыре, то счет следует вести не на года, а на десятилетия. В течение столетия с лишним депрессии представляли собой относительно короткие эпизоды. Их можно было сравнить скорее с удалением больного зуба, чем с хроническим заболеванием - больно, но все быстро заканчивается. Однако это не должно обязательно проходить по такому сценарию. К примеру, в Британии рецессия уже побила все задокументированные рекорды, если рассматривать показатель производства продукции, который все еще остается ниже пиковых значений 2008 г. Это дольше, чем во времена депрессии 1930-х, и схожая ситуация отмечается во многих других странах. Если Европу и, возможно, США все-таки накроет вторая волна рецессии, станет очевидно, что мы переживаем нечто, отличное по длительности от модели, излагаемой в традиционных учебниках по экономике.
Во-вторых, эта депрессия носит структурный характер. Корни депрессии 19-го века крылись в финансовых спекуляциях, технологических переменах и появлением на мировой экономической арене крупного нового игрока. Так и текущая депрессия обусловлена тремя мощными кризисами, случившимися одновременно. Мы получили долговой пузырь, который вызревал в течение трех десятилетий и эффектно лопнул в 2008 г. Доллар находится в стадии долгосрочного снижения в качестве резервной валюты и якоря мировой валютной системы, однако ему по-прежнему нет никакой реальной альтернативы. И, наконец, крупнейший экономический блок - зона евро - породил самую дисфункциональную в истории валютную систему, угрожающую беспрецедентно масштабным финансовым коллапсом. Представьте это себе следующим образом: мировая экономика переносит сердечный приступ, затем удар, а затем машина скорой помощи по дороге в больницу попадает в аварию. Неудивительно, что пациент находится в столь плохой форме.
В-третьих, это неровный процесс. Долгая депрессия в 19-м веке представляла собой устойчивый период более низких темпов роста по сравнению с показателями, предшествовавшими ей и последовавшими за ней. Так, Германия в период с 1850 по 1873 г. демонстрировала средние темпы экономического роста на 4,3% г/г; а с 1896 по 1913 - на 4,1%. Однако в годы депрессии ее экономике удавалось ежегодно вырастать лишь на 2 с небольшим процента. Аналогичная динамика была присуща и другим странам. Рынки оставались волатильными, бумы чередовались со спадами, переходящими в очередную рецессию. Время от времени экономики регистрировали рост - подобно Японии, которая тоже периодически укрепляется в ходе переживаемого ею уже второе десятилетие экономического спада. Однако этот рост никогда не оказывался устойчивым и поддерживаемым.
В-четвертых, хорошие вещи все равно продолжают происходить. Это не беспросветное уныние и отчаяние. В процессе долгих депрессий некоторые страны почти не пострадали. Создавались новые технологии. Появился телефон и были заложены основы для новых отраслей, использующих работу двигателя внутреннего сгорания и электричество. Те, кто сумел верно истолковать ситуацию и сориентироваться в ней, смогли сколотить себе состояние; преуспевали и работники успешных отраслей. Однако в целом это были тяжелые времена, требующие повышенной осторожности.
В-пятых, это будет не так-то легко исправить. Аналогии с 1930-ми г.г. опасны, поскольку они создают у банкиров и политиков иллюзию того, что все будет в порядке, стоит лишь "подкачать" спрос. Не будет. Безусловно, спрос важен, и нет смысла допускать его падение. Однако ничего не закончится до тех пор, пока не будут решены все три структурные проблемы. Необходимо сократить размер долга до поддерживаемых уровней, создать новую резервную валюту, и спасти евро от его прискорбной участи. Все эти задачи относятся к разряду сложных и требующих времени.
В конечном итоге мировая экономика вернется на путь нормального роста. Однако для этого потребуется много и трудно поработать.
Присоединяюсь к позитивным отзывам. С этим брокером прошел через многие взлеты и падения на рынке. Благо, не слился, и во многом это заслуга NPBFX. Когда компания работает по модели без конфликта интересов, даже в сложные моменты она не подведет....