На фоне коронавируса рынки акций полностью «стерли» весь рост с начала октября 2019 года и нивелировали позитив от заключения частичной торговой сделки между США и Китаем. Как ситуация будет развиваться дальше? Какие активы могут остаться в выигрыше, а какие пострадают больше всего? Какова вероятность наступления глобальной рецессии и повторения кризиса 2008 года? На эти другие вопросы ответили эксперты «АТОН» в рамках очередного круглого стола.
Александр Кудрин, главный стратег «АТОН»
Ситуация на рынках довольно непростая, но еще сложнее ситуация с точки зрения экономики. Уже сейчас очевидно, что экономический рост, который все ожидали в начале этого года, замедлится. Если пик заболеваний коронавирусом придется на второй квартал, то замедление будет более существенным. Можно ожидать действий регуляторов, мер монетарного стимулирования и помимо него, учитывая задавшийся тренд на замедление экономики, - налоговых изменений во всех ведущих странах. С точки зрения рынка это будет означать некий впрыск ликвидности, что может поспособствовать его восстановлению до тех уровней, на которых он находился, например, в начале года.
На рынке облигаций наблюдается довольно четкая тенденция: очень хороший спрос на защитные активы, на US Treasuries. Было значительное падение всех остальных долговых инструментов, но наиболее надежные из них стали довольно быстро восстанавливаться в начале этой недели. Надежные облигации, по всей видимости, будут дальше дорожать. Что касается более рискованных облигаций – здесь ситуация не совсем однозначная: многие компании этого сектора имеют большую долговую нагрузку, и не очень понятно, как они будут справляться с проблемой обслуживания долгов. Поэтому мы можем увидеть довольно существенное расслоение облигационного рынка и в части high yield увидим значительное расширение спредов.
Преждевременно рассматривать сложившуюся ситуацию как возможность для того, чтобы сформировать позиции. Всплеск волатильности на прошлой неделе был достаточно существенным. Рынку еще нужно найти точку опоры.
Виктор Дима, старший аналитик «АТОН»
Главный риск, который мы по-прежнему наблюдаем, - это картинка в медиа, которая влияет на поведение инвесторов и потребителей. В ближайшее время формировать позиции в рисковых активах пока не выглядит хорошим сценарием. Наличие фактора неопределенности из-за коронавируса сильно влияет на предпочтения и на покупки в таких секторах, как автомобильный рынок, недвижимость. Нельзя сказать, что все компании в секторе будут вести себя одинаково, выигравшими в этой ситуации будут компании интернет-сектора, именно они получают выгоду от кризиса.
Высок шанс того, что вся эта ситуация приведет нас к рецессии. Когда потребительские предпочтения падают, возвращаются на прежние уровни они достаточно долго. Если мы не увидим реального улучшения картинки в течение месяца-двух, то, я думаю, стоит ожидать рецессии на горизонте 12 месяцев.
Алексей Каминский, ведущий стратег «АТОН»
Риск рецессии я лично оцениваю в 20%, не больше. Кроме эмоций и паники есть влияние экономического роста, который, как ожидается, быстро восстановится в следующих кварталах. Насколько глубоко перед этим просядут показатели – пока неясно, это и есть главный риск. Я думаю, он не такой большой на данный момент, чтобы говорить о том, что рецессия пришла.
Все происходящее сейчас на рынках можно рассматривать как buying opportunity со следующей оговоркой: действовать надо осторожно, не нужно открывать маржинальных позиций. Это должна быть сбалансированная позиция, чтобы на нее не влияли никакие внешние события. В остальном сохраняем пока сдержанный оптимизм. До тех пор пока не появится ясности, особых героев не будет, и рынок будет двигаться на разных новостях то вверх, то вниз.
Евгений Малыхин, партнер, директор инвестиционного департамента УК «АТОН-Менеджмент»
Это не первый случай вируса. Паника останавливалась, когда темпы роста числа заболевших замедлялись. Мы уже увидели это в Китае, и рынки начали приходить в себя. Однако вирус вышел за пределы Китая, и падение продолжилось. Большой leverage на российском рынке привел к обвалу, мы видели панику, вероятно, были margin calls. Это намек на некое локальное дно. После него бывает отскок, и сейчас он пытается начаться. Если сравнивать рынок с человеком, то такие падения – это, по сути, тяжелый перелом ноги. Рынок не может встать и побежать, ему нужно время на восстановление. Я оцениваю вероятность рецессии в 20%. Но надо постоянно наблюдать за тем, замедляются ли темпы распространения вируса, наблюдать за тем, какой коэффициент смертности от вируса.
Ярослав Подсеваткин, партнер, руководитель трейдинга «АТОН»
Коррекция на рынках, которую мы наблюдали, была неожиданной и резкой, первой подобной с 2008 года по силе и величине. По сути, мы имеем две составляющие: страх того, будет ли это что-то всеобъемлющее и обширное, и надежда, что помогут стимулирующие меры. На страхе люди выходят из маржинальных позиций, продают все активы, чтобы не видеть, как происходит падение. С другой стороны, инвесторы рассчитывают на центральные банки. Учитывая тот дифференциал ставок, который есть сейчас в мире, только один регулятор еще способен снижать ставки – ФРС. Стимулирование приведет к тому, что деньги станут настолько дешевыми, что люди начинают инвестировать в любые активы, которые приносят доходность. Отрицательные доходности в реальном выражении безрисковых активов должны заставить людей инвестировать на фондовом рынке. Я думаю, сейчас переломный момент, когда станет ясно, какая из сил возьмет верх. Мое личное мнение: количество денег перевесит, и мы увидим, что эта коррекция носит временный характер. Через какое-то время будут новые максимумы на рынках. Смутно себе представляю, что центральные банки, проделав такой долгий путь по снижению ставок и борьбы с рецессией, остановятся в одном шаге, отделяющем их от преодоления кризиса и выхода из него через инфляцию. Думаю, этот шаг будет сделан. Вирус – тема временная. На мой взгляд, с 70-80% долей вероятности мы увидим реальное улучшение ситуации. Если же регуляторы не будут действовать слаженно, то барабан будет раскручиваться и падение продолжится. Думаю, что примерно через месяц мы увидим, насколько сильно влияние вируса, как повели себя центральные банки и есть ли свет в конце тоннеля.
Падение рынка акций на 50% и более. Какова вероятность такого сценария?
Александр Кудрин: «Вероятность такого сценария невелика. Я верю в современную медицину и считаю, что человечеству удастся победить коронавирус. Рынки будут насыщены ликвидностью, которую куда-то нужно будет инвестировать».
Виктор Дима: «Я считаю, что вероятность какого-то негативного развития выше, но не выше 50%. В этом смысле риск исходит не от самого вируса, а от стоимости тех мер, которые помогают замедлять распространение этого вируса».
Алексей Каминский: «В Китае уже вспышка пошла на спад, она пройдет и в западном мире, если она вообще таких масштабов достигнет, а меры стимулирования останутся. Ликвидность нужно будет куда-то девать».
Евгений Малыхин: «Рынки имеют некую прогностическую способность, и, честно говоря, я не помню такого мощного первого удара по рынку. Поэтому я скажу 20%».
Ярослав Подсеваткин: «Вероятность такого сценария я оцениваю в 20-30%. С вероятностью в 70-80% та коррекция на рынке, которую мы наблюдаем, будет купирована стимулирующими мерами центральных банков».
Присоединяюсь к позитивным отзывам. С этим брокером прошел через многие взлеты и падения на рынке. Благо, не слился, и во многом это заслуга NPBFX. Когда компания работает по модели без конфликта интересов, даже в сложные моменты она не подведет....