«Черный лебедь» - олицетворение крайне необычного и важного для финансовых рынков события. Фраза впервые была использована и популяризирована Нассимом Талебом в его одноименной книге 2007 г. «Черные лебеди» — спровоцировали крупнейшие финансовые кризисы. Это большие риски и возможности для инвесторов, прежде всего, долгосрочных.
Как распознать «черного лебедя». Событие:
- неожиданное (для инвестора/ аналитика);
- имеет значительные последствия;
- после наступления имеет рациональное объяснение, как если бы было ожидаемым.
Если подходить к определению менее формально, можно выделить еще «серых» и «белых» лебедей.
При таком подходе «черные» лебеди — негативные события, а последствия — риски / убытки. «Серые лебеди» — ожидаемые более, чем на 50% события, с возможным негативным исходом. «Белые лебеди» — частично спрогнозированные позитивные события. Их можно расценивать в разрезе 1 год, 2-3 года.
«Черные лебеди» XXI века
- крах доткомов 2001 г.
- 9/11 — падение Башен-близнецов всемирного торгового центра 2001 г.
- ипотечный кризис 2007-2008 гг.
- европейский долговой кризис — конец 2009-2010 гг.
- авария АЭС на Фукусиме 2011 г.
- нефтяной кризис 2014 г.
- «черный понедельник» в Китае — провал фондового рынка КНР на 30% в 2015 г. (3 недели)
- Brexit в 2016 г.
- пандемия коронавируса 2020 г.
Можно ли заработать на «черных лебедях»
Можно, но для этого требуются масштабная исследовательская работа, терпение, толерантность к риску, финансовые ресурсы и, возможно, доступ к нестандартным инвестиционным инструментам. Из глобальных историй на эту тему стоит вспомнить сюжетную линию фильма «Игра на понижение», описывающего реальные события.
В 2005 г. управляющий хедж-фонда Scion Capital Майкл Бьюрри сделал ставку на обвал рынка ипотечных ценных бумаг через покупку кредит-дефолт свопов. Только в 2007 г, после того, как ипотечный пузырь действительно лопнул, Бьюрри вернул пайщикам их средства и положенную им прибыль. Для них он заработал $750 млн, а для себя лично — $100 млн.
Инвесторам, менее склонным к рискам, стоит отслеживать «серых лебедей». Фактически перед приходом «лебедей» нарастает степень тревоги участников рынка. Ее можно оценить через показатели сентимента (настроений) инвесторов. Индекс асимметрии (CBOE Skew) — «Индекс черного лебедя». Skew рассчитывается на основе подразумеваемой волатильности опционов пут, находящихся глубоко «вне денег». Опционы позволяют застраховать риски, связанные с возможным неожиданным обвалом фондового рынка. Таким образом, индикатор отражает спрос на страховку от чрезмерного риска.
Значение Skew на уровне 100 указывает на низкий риск появления «тяжелых хвостов», или крайне неожиданных явлений. Нужно смотреть на экстремальные значения индекса, сравнивая их с предыдущими кризисными условиями.
Пример: 146 пунктов в январе 2017 г. Максимум находился выше уровня, зафиксированного перед обвалом американского рынка недвижимости в 2006 г., и превышал значение времен краха фонда Long-Term Capital Management в 1998 г. Негативный сценарий не подтвердился — за год S&P 500 вырос на 31%.
Чтобы анализ был корректным, важно совпадение поведения Skew с другими индикаторами сентимента. Они бывают классическими, техническими и экономическими. Самый простой и при этом комплексный из классических — Индекс «страха и алчности» от CNN Money. Рассчитывается на базе 7 индикаторов, включая соотношение S&P 500 и его 125-дневной скользящей средней, соотношение торговых объемов по опционам put и call. Экстремальные значения показателя от CNN Money, как и прочих показателей сентимента, указывают на излишний оптимизм или пессимизм розничных инвесторов.
Итог наблюдений в ожидании «серых лебедей»: ребалансировка портфеля, сокращение длинных позиций, короткие позиции (шорты) в акциях и валютах развивающихся стран.
Присоединяюсь к позитивным отзывам. С этим брокером прошел через многие взлеты и падения на рынке. Благо, не слился, и во многом это заслуга NPBFX. Когда компания работает по модели без конфликта интересов, даже в сложные моменты она не подведет....