Когда вы читаете финансовую аналитику, то встречаете таргеты «Покупать», «Продавать» или «Держать», а иногда фразы «выше рынка» или «ниже рынка». Эти торговые рекомендации дают профессионалы — аналитики, изучающие публичные компании. Но как они приходят к выводам? Ежедневно эксперты анализируют большой массив данных. Аналитики не только отслеживают события на фондовом рынке, которые могут повлиять на стоимость акций — новостной поток, связанный с конкретными компаниями и отраслями. Они также строят сложные финансовые модели, которые учитывают финансовые показатели компании, включая данные отчета о прибылях и убытках, балансового отчета и отчета о движении денежных средств и т.д.
Аналитики составляют прогнозы прибыли и дивидендов для каждой компании, а затем пытаются максимально точно определить стоимость этих доходов для миноритарных акционеров — обычно для этого применяются целевые мультипликаторы (P/E или EV/EBITDA) к показателям прибыли и используются долгосрочные модели. Например, часто используется модель Дисконтированного денежного потока (DCF) и Дисконтирования дивидендов (DDM).
Результатом являются подробный аналитический отчет и единая целевая цена, как правило, сроком на 12 месяцев и фундаментальная рекомендация — «Покупать», «Продавать» и «Держать» — на этот же временной горизонт. Иногда рекомендации выдаются в формате «Выше рынка» (высокий потенциал роста), «На уровне рынка» (нейтральные ожидания) или «Ниже рынка» (акции переоценены).
Как создается финансовая модель
Анализ отрасли. Аналитик проводит общий анализ сектора с максимальным включением основных тенденций: например, для Газпрома это глобальный, европейский и китайский рынки газа, а также глобальный нефтяной. Кроме того, оценивается роль компании в отрасли: так, Газпром — крупнейший экспортер газа в мире и в Европе. Затем аналитику предстоит сделать ряд обоснованных предположений не только о вероятных объемах продаж и ценах как на короткий срок, так и на более долгую перспективу, но и о капитальных затратах, необходимых для поддержания бизнеса в будущем.
Корпоративное управление. Аналитик оценивает способность руководства эффективно реинвестировать капитал акционеров в будущем, включая готовность компании выплачивать дивиденды и инвестировать только в самые экономически выгодные проекты. Эксперт также анализирует способность эффективно управлять компанией и прозрачность, то есть какие ключевые решения принимаются и насколько хорошо они доводятся до сведения акционеров.
Финансовые рынки. Аналитик периодически переоценивает стоимость капитала на рынке — то есть доступность и стоимость заемного и акционерного капитала, что и определяет стоимости любых доходов или дивидендов, которые, как ожидается, будут получены от конкретной компании. Например, если процентные ставки или страновой риск растут, то стоимость собственного капитала также повышается, а стоимость акций при прочих равных падает.
Чего не стоит ждать от фундаментальных рекомендаций
Рекомендации аналитиков (таргеты) — это не идеи для внутридневной торговли. Аналитик вряд ли может предсказать исторически беспрецедентные изменения в инвестиционной и дивидендной политике компании или в налоговом режиме, если эти решения принимаются исключительно на самых высоких уровнях иерархии компании или правительства.
Стоит отметить, что такие решения обычно принимаются нечасто, однако они могут оказать существенное влияние на стоимость акций для миноритарных инвесторов. Даже если аналитик чувствует, что грядут подобные изменения, правильное предсказание их сроков может быть очень неточным делом, что сильно затрудняет принятие краткосрочных торговых решений на этой основе.
Таким образом, рекомендации с таргетами аналитиков — долгосрочные, то есть могут сработать не сразу. Они основаны на фундаментальных факторах, известных на данный момент или вероятных.
Присоединяюсь к позитивным отзывам. С этим брокером прошел через многие взлеты и падения на рынке. Благо, не слился, и во многом это заслуга NPBFX. Когда компания работает по модели без конфликта интересов, даже в сложные моменты она не подведет....